ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ»
С. И. Васенина
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
г.Саранск
Профессиональное становление специалиста в высшей школе является сложным динамичным процессом. Важным компонентом вузовского образования является художественно – эстетическая подготовка будущих специалистов. Это подтверждают и многочисленные исследования в области педагогики и психологии (А.В. Антонова, Н.А. Бердяев, В.П. Вахтеров, Р.Г. Казакова, Г.И. Королева, В.А. Разумный, Г.А. Петрова и др.), раскрывающие обучающее - творческий потенциал художественно-эстетической деятельности. Конечный результат данной деятельности в системе общественной практики – развитие творческих сил и способностей человека вне зависимости от какой-либо деятельности, что совпадает с целями образования в современных условиях.
В практике дошкольного образования в условиях высшей школы формированию творчества и художественно-эстетической подготовке будущих специалистов дошкольных учреждений значительное место уделяется в процессе преподавания спецкурса «Развитие детской художественно-изобразительной одаренности».
Содержание и структура учебной дисциплины «Развитие детской художественно-изобразительной одаренности» предусматривает многоаспектное рассмотрение детской художественно-изобразительной одаренности, художественных способностей, концептуальных моделей составления программ для работы с одаренными детьми дошкольного и младшего школьного возраста; изучение технологии развития детской художественно-изобразительной одаренности в условиях художественной студии; овладение диагностическими методиками выявления показателей детской художественно-изобразительной одаренности. Это позволяет будущим педагогам дошкольного образования профессионально подойти к решению проблем развития детской художественно-изобразительной одаренности.
Изучение программы данного спецкурса представлено не только лекционным материалом, теоретически раскрывающим тот или иной вопрос обозначенной темы, но и семинарскими, лабораторными занятиями, внеаудиторной самостоятельной работой в ходе которых обобщаются, углубляются и закрепляются знания и умения студентов в процессе освоения курса, а показателем контроля качества выступают различного рода творческие задания.
Творческие задания разрабатываются по ключевым темам учебного предмета и связаны с творческой деятельностью студента. Они предлагаются в том случае, если студент изучил тему, выполнил необходимый объем задач по применению знаний в определенных внутрипредметных условиях и может использовать творческий подход к решению проблемы или практической ситуации.
В педагогической деятельности творчество рассматривается как преобразующая деятельность человека. Главными его признаками в целом являются: создание нового или усовершенствование известного; оригинальность, неповторимость продукта деятельности или ее результатов; взаимосвязь творчества и постоянного саморазвития. Педагогическое творчество заключает в себе создание инновационных теорий, систем, технологий в учебно-воспитательном процессе. Высшей характеристикой профессионального педагогического творчества является творческая индивидуальность личности педагога, что предполагает наличие у него совокупности творческих способностей, исследовательских умений (умение ставить перед собой и решать педагогические задачи различного характера, организаторские способности, прогностические способности, инициативность, активность, настойчивость, внимание, наблюдательность, богатое воображение и т.д.) и эмоционально-волевых свойств.
Использование творческих заданий в процессе обучения обеспечивает возникновение у студента сначала непроизвольного интереса, а затем переход к глубокому познавательному увлечению предметом, к способности реализовать свои творческие замыслы для достижения оптимального результата в художественно – эстетическом воспитании и развитии дошкольников, пониманию искусства, эстетической деятельности как творческой сферы. Творческие работы индивидуализируют обучение, показывают практическую значимость педагогической теории, учат применять ее в работе с детьми, побуждают к самостоятельному поиску профессиональной информации. Особенность творческих работ заключается в том, что они не выполняются по готовым образцам, а прогнозируют новые решения, в которых нужны догадка, прикидка, ориентация на перспективы познания и углубление, совершенствование уже имеющихся знаний и умений. Процесс выполнения творческих работ требует от обучаемого волевых усилий, интеллектуального напряжения, а ее разрешение, завершающий познавательный акт, вызывает положительные эмоции.
Творческие работы студентов высшей школы, рассматриваются нами, как задания, предполагающие самостоятельное изучение той или иной проблемы и ее нестандартное разрешение. Используя творческие работы в ходе обучения студентов, мы опирались на общие требования к их построению в учебном процессе, сформулированные М.А. Даниловым:
– должны отражать систему и логику содержания учебного предмета;
– учитывать актуальный уровень развития и учебной подготовки, чтобы создавать реальные условия развития детей;
– содержать информацию для интеллектуального развития и для творческих процессов;
– создавать положительную мотивацию выполнения этих заданий.
Содержание и объем заданий определяются целями, задачами, ходом работы по изучаемым темам учебной программы и возможностью привлечения вспомогательных средств усвоения знаний и умений. Творческие задания выполняются и после объяснения нового материала представленного преподавателем на лекционном, семинарском занятиях с целью самостоятельного осмысления и закрепления, анализа литературы (монографии, учебного пособия, журнала и т.п.), анализа занятий педагогов художественных студий, продуктов детского творчества.
Ниже нами представлены примеры использования творческих заданий в процессе проведения спецкурса «Развитие детской художественной одаренности». Так, в теме «Программа «Детская одаренность»», творческие задания направлены на развитие навыков анализа документов; умения планировать разнообразные формы работы с детьми, опираясь на содержание программы «Детская одаренность», применять методы и приемы, способствующие проявлению творчества у детей, развитию тех или иных компонентов художественной одаренности; умения проектировать художественно-развивающую среду и задания для детей, с опорой на выбранную концептуальную модель.
Студентами планировались различные формы работы с детьми, направленные на обогащение эстетических чувств детей, закреплению представлений о разных видах изобразительного искусства (традиционные и нетрадиционные занятия, просмотры и беседы по картинам, альбомам, индивидуальная работа с детьми, по освоению работы с различным изобразительным материалом, наблюдения за явлениями природы, подбор рассказов и музыкальных произведений для прослушивания, способствующих проявлению у детей положительных эмоций, переживаний для последующего изображения в цвете и т.д.). Для выполнения данных заданий студенты имели возможность в группы, что способствовало взаимообмену знаний и проявлению творчества.
С опорой на программу студентами разрабатывались конспекты занятий, игровые задания для развития у детей таких качеств художественно-изобразительной одаренности как чувство цвета, пространства, композиции и др. Художественно-специальные умения у студентов развивались в процессе рисования вариантов педагогических эскизов к занятиям, позволяющих детям выбрать разные способы, технику, материал для изображения и т.д. Тщательно продумывалась и обсуждалась в процессе выполнения творческих заданий подготовка воспитателя к занятию с детьми и предварительная подготовка самих детей. В каждом разделе программы «Детская одаренность» анализировалась методика преподавания на занятиях и оборудование, используемое педагогом.
На занятиях по теме «Диагностика детской художественной одаренности», студентами отрабатывались навыки проведения диагностики детской художественно-изобразительной одаренности. Основными целями занятий были: развивать рефлексивные, проективные и диагностические умения (наблюдать, анализировать, сопоставлять полученные данные), степень эмпатийности, навыки обработки данных прогнозирования и проектирования дальнейшей работы по развитию качеств детской художественно-изобразительной одаренности.
На первом занятии, посвященном раскрытию данной темы, студенты были ознакомлены с видами, принципами и особенностями организации диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. На последующих занятиях раскрывались диагностические методики отдельных качеств детской художественно-изобразительной одаренности (особенности интересов детей и отражения их в рисунках; чувство пространства; острая зрительная чувствительность к гармонии цветосочетаний; особенности восприятия и изображения в рисунке объемности предметов средствами светотени). Обсуждались условия проведения диагностических методик и дальнейшая работа с детьми, с разным уровнем одаренности.
Развитию прогностических способностей и формированию навыков анализа диагностической работы способствовали такие творческие задания, как составление анкет, тестов для изучения уровня готовности студентов к развитию детской художественной одаренности по прогнозированию примерных результатов и по формулировке методических рекомендаций к дальнейшей работе в данном направлении. Подбирались и разрабатывались тестовые задания, направленные на изучение уровня развития образного мышления детей, сформированности интереса к изобразительному творчеству, самооценки, степени эмоциональной комфортности или тревожности, развития технических умений и навыков, а также диагностических методик на определение детской одаренности в изобразительном искусстве.
Подробный анализ диагностических методик помог студентам осознанно отнестись к диагностической работе при прохождении педагогической практики, развить умение систематически оценивать влияние собственной деятельности на индивидуальное выявление врожденных качеств ребенка, которые мы относим к детской одаренности. В процессе ознакомления с программами, направленными на эстетическое развитие и одаренность детей дошкольного возраста, студентами усваивались особенности, принципы диагностической работы, выработка конкретных рекомендаций. Формирование прогностических умений в процессе изучения факультатива помогло подвести обучающихся к принципам планирования художественно-творческой деятельности, главным условием которой была свобода выбора материалов, способов изображения. Студенты убеждались, что в традиционных занятиях по одному заданию дети не проявляли индивидуальные предпосылки к творчеству, то есть качества детской одаренности.
Важным моментом этих занятий был анализ детских работ. Перед студентами ставилась задачи: проанализировать детские работы с учетом специфики вида искусства. Данный вид работы вызвал немало затруднений, которые были преодолены путем повторного обращения к теме «Изобразительное искусство, его виды и средства выразительности». Разрабатывались проекты «Художественно-эстетической развивающей среды группы и студии». По желанию были представлены как индивидуальные, так и коллективные проекты. Следует отметить то, что если в начале изучения спецкурса «Развитие детской художественно-изобразительной одаренности» студентов побуждала к выполнению заданий лишь положительная оценка, то на заключительных занятиях студенты руководствовались интересом к выполнению заданий, стремление лучше подготовиться к данной профессиональной деятельности, к развитию детской художественно-изобразительной одаренности.
Таким образом, применение творческих заданий при изучении курса способствует закреплению изученного материала и контролю качества полученных знаний у студентов, поиску вариантов творческого выполнения поставленной задачи.
Библиографическая ссылка
Васенина С.И. Творческие задания как форма контроля качества знаний студентов по курсу "Развитие детской художественно-изобразительной одаренности // II Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика».
URL: http://econf.rae.ru/article/6403 (дата обращения: 22.12.2024).