Мордовский государственный педагогический институт
им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск
Языковой материал орфографических упражнений играет значительную роль в становлении правописного навыка. С его помощью делаются обобщения и выводы, иллюстрируются положения правил, а также отрабатываются определённые умения и навыки. Следует помнить, что при отборе языкового материала орфографических упражнений важно учитывать не только способность с его помощью решать орфографические задачи. Рассмотрим на примере понятия «предложение» проблему отбора данной языковой единицы в качестве языкового материала правописных упражнений.
Предложение в его традиционном лингвистическом понимании вне контекста обладает вполне определенным содержанием. Производя операции с высказыванием, помещая его в условия реального общения, мы можем обнаружить в нем совершенно различные смыслы.
«Речевой смысл, - пишет Г.Г.Почепцов, - может качественно отличаться от содержания, составленного из данных лексических значений» [2, с.13].
Речевой смысл является целью общения. Вот что по этому поводу пишет В.А.Звегинцев: «Мы обмениваемся не словами и их значениями, а мыслями, используя слова, как и язык в целом, всего лишь как средство общения или, правильнее сказать, средство осуществления деятельности общения. Первичным и исходным является в деятельности общения мысль» [1, с.168].
В.А.Звегинцев считает характерными особенностями высказывания «смысл и ситуативную привязанность» [1, с.307].
Каждое предложение, по мнению лингвистов, характеризуется собственными структурными компонентами, причем последние поддаются полному перечислению [Русский язык. По ред Л.Л.Касаткина, М, 2001; Н.Ю.Шведова, 1970].
Предложение является самостоятельной единицей сообщения. Для словосочетания единственной возможностью быть сообщением является обязательное вхождение в контекст или опора на речевую ситуацию. Тогда высказывание, представленное словосочетанием, образует формы ситуативной речи, которая употребляется в определенных условиях общения.
В лингвистических исследованиях предложение рассматривается с трех точек зрения:
теории членов предложения;
теории актуального членения;
теории речевых актов.
Для нас наиболее интересен коммуникативный аспект, который представляют теория актуального членения и теория речевых актов. Согласно первой, предложение рассматривается с точки зрения его коммуникативной направленности, с точки зрения конкретных целей высказывания. Порядок слов в отдельном предложении определяется структурой и семантикой предшествующих предложений, коммуникативным заданием. Словопорядок каждого отдельного предложения, включенного в контекст, не произволен, а подчинен этому контексту. Поэтому вырванные из контекста отдельные предложения, используемые в качестве языкового материала упражнений, являются лишенными смысла коммуникации.
Теория речевых актов выявляет условия, при которых достигается взаимопонимание между говорящим и слушающим, т.е. условия речевой деятельности, что особенно важно при обучении орфографии.
Традиционное обучение синтаксису в начальных классах основано на теории членов предложения, поэтому для работы на уроках русского языка в качестве языкового материала нередко предлагаются предложения, «не являющиеся коммуникативно-достаточной структурой» [3, с. 213]. Подобные предложения, несомненно, с грамматической точки зрения представляют внутреннее единство членов предложения, однако для передачи заложенного в них смысла не предназначены. Предложения являются всего лишь фоном, на материале которого учащиеся механически формируют определенные грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Вследствие этого мотив к работе и практический интерес к занятиям по орфографии у младших школьников не формируется.
Логично было бы предположить, что при отборе предложений как языкового материала следует иметь в виду только те предложения, в которых формальная структура не вступает в противоречие с семантической и коммуникативной. Также важно определить, какие типы предложений наиболее характерны для современного русского языка с точки зрения их методической ценности, т. е. возможности использования в качестве языкового материала орфографических упражнений.
Методистами выделяются следующие типы предложений: предложения глагольного типа, предложения глагольно-инфинитивного строя, предложения инфинитивного строя, предложения именного строя, предложения наречного строя, номинативные предложения [4, с.21-22].
В качестве языкового материала орфографических упражнений очень часто составители учебников используют пословицы. С точки зрения нашего исследования, важно определить синтаксическую роль данной коммуникативной единицы.
При определении синтаксической роли пословиц и поговорок лингвисты исходят из тезиса об их семантической и грамматической эквивалентности предложению. Пословицы и поговорки рассматриваются как цельные знаки событий (ситуаций), функционирующие в тексте в качестве синтаксических единиц, обладающих «всеми конструктивными признаками предложения» [В.П.Жуков].
Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы, поговорки писатели и поэты.
Несмотря на всё вышеизложенное, включение пословиц в языковой материал упражнений требует особой осторожности, поскольку их смысл может быть объяснен либо неясно, либо вовсе приватно.
Говоря об отдельных языковых единицах, используемых в качестве языкового материала орфографических занятий, с точки зрения нашего исследования, важно определить их содержательную ценность как в языковом отношении, так и в воспитательном. Мы будем определять содержательную ценность отдельных языковых единиц, исходя из задач обучения русскому языку в целом. Основная задача обучения русскому языку заключается в том, чтобы научить детей свободно пользоваться языком во всём его богатстве и многообразии, а также сделать убеждением тот факт, что русский язык действительно язык великий и могучий, великолепно построенный, способный передать тончайшие оттенки мыслей и чувств. Это убеждение, на наш взгляд, можно сформировать постоянной демонстрацией того, как язык создан, какие значения имеют его элементы с помощью языкового материала.
При отборе языкового материала орфографических упражнений также возникает вопрос о содержательной ценности предлагаемых предложений.Нередко на уроках используются либо отдельные предложения, либо фрагменты из отрывков произведений, ценных в воспитательном отношении. Причём последние иногда имеют настолько глубокий смысл, что рассматривать их только с орфографической позиции представляется нам недопустимым, поскольку предложение, взятое в качестве языкового материала для решения орфографической задачи, приучает легко, не вдумываясь в их смысл, относиться к подобному содержанию. Между тем толкование содержания предложений чаще всего на уроках не проводится из-за отсутствия времени. А разбирать объемное высказывание для того, чтобы извлечь из него два-три слова, нам кажется нецелесообразным, поскольку работа проводится неэкономно. Это позволяет сделать вывод о том, что языковой материал при минимуме слов должен нести максимум языковой информации.
Таким образом, в качестве языкового материала орфографических упражнений методически целесообразно использовать только те предложения, в которых формальная структура не вступает в противоречие с семантической и коммуникативной.
Предложения должны быть разнообразны по типу и структуре.
Использование пословиц желательно в том случае, если они подкрепляют какой-нибудь конкретный факт или пословицы объединены тематически, что позволит понять учащимся их значение.
Литература
1. Звегинцев, В.А. Предложение и его отношение к языку и речи./ В.А. Звегинцев. - М.: Изд. МГУ, 1976. – 307с.
2. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные аспекты семантики/ Г.Г. Почепцов. - Киев, Изд-во при Киевском университете изд. объединения «Вища школа». 1987. – 130 с.
3. Семенов, Д.Д. Опыт методического руководства к преподаванию русского языка 10-12 летним детям в школе и дома по книге «Дар слова»./ Д.Д.Семенов. - СПБ., 1880. - 76 с.
4. Фомичева, Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах: пособие для учителей/ Г.А. Фомичева. - М.: Просвещение, 1981. – 159с.
Библиографическая ссылка
Винокурова Н.В. ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА КАК МАТЕРИАЛ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ
// II Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика».
URL: http://econf.rae.ru/article/6107 (дата обращения: 22.12.2024).