Долгое время развитие человеческого плода рассматривалось лишь с биологической точки зрения. Учитывались генетические, физиологические и медицинские факторы. Но все чаще врачи говорят о важности психологической готовности к родительству. В наше время это носит очень актуальный характер, так как происходит рост демографических проблем, а именно – возрастающее число отказов от ребенка, снижение потребности в детях, распад института семьи в целом. Сопровождение психофизиологического процесса пренатального развития в компетенцию женский консультаций не входит, как и помощь женщинам в формировании психологической готовности к беременности и родам. Исходя из этого, приобретает особую важность правильная психологическая подготовка родителей к появлению ребенка.
Пренатальное воспитание будущих родителей заключается в формировании материнских и отцовских чувств. Важными показателями для родителей здесь являются: эмоциональная зрелость, психическое здоровье, социальная осведомленность, способность быть ответственными как за свое собственное здоровье, так и за здоровье еще нерожденного ребенка.
Всем известно, что во время беременности мать и ребенок составляют одно целое, они вместе едят, спят, испытывают одинаковые внешние воздействия. Ребенку внутри матери целиком передаются ее переживания, которые могут повлиять на его как психологическое, так и физиологическое состояние. Пренатальный опыт влияет на формирование мозга, в частности, дистресс беременной матери может отрицательно сказаться на дальнейшей жизни человека, привести его к аутизму, неврозам, нарушениям моторного и психического развития, тревожным состояниям, а также к депрессии, насилию и агрессии. Однако положительные условия пренетальной жизни частично усиливают генетически заложенные таланты и способности, вызывают усиление роста, возрастание уровня интеллекта плода.[2,с.116]
Самое основное, что должны понять будущие родители – младенцы еще до рождения обладают такой же восприимчивостью, какой обладают взрослые люди. Они также могут демонстрировать свои определенные предпочтения: если они ощущают дискомфорт, они реагируют, защищая себя, но если о них думают и их любят, они спокойны и идут на контакт. [1,с.179]
Важно помнить, что ребенок до рождения – это человек со своим восприятием, памятью, собственными эмоциями. Эмоциональное общение как мамы, так и папы с плодом совершенно необходимо. Находясь внутри матери, ребенок все очень тонко воспринимает и чувствует, начинает формировать его отношение к себе и его ожидания. То, каким он будет воспринимать самого себя – агрессивным или слабовольным, несчастным или счастливым, обеспокоенным или защищенным, частично зависит от отношения, которое он чувствует в себе, находясь в утробе матери. [3,с.34]
Ученые США, Франции, Англии и других стран, работающие в области пренатального воспитания, выделяют определенные условия благоприятного внутриутробного развития ребенка:
благополучное эмоциональное состояние беременной женщины;
гармония супружеских отношений в семье;
общение с ребенком, в том числе с помощью различных видов искусства;
сосредоточенность женщины на красоте и гармонии окружающего мира и представление образа своего малыша;
применение релаксационных методов во время беременности, а также наиболее безопасных и эффективных немедикаментозных средств, укрепляющих физическое и психическое здоровье матери и ребенка;
контроль ритма и условий жизни матери.
Все эти компоненты составляют часть “воспитательной среды” ребенка и определяют его жизненный потенциал в будущем.[1,с.180]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что психологическая подготовка к родительству имеет огромное значение для будущего ребенка. Создание родителями наилучших условий для развития плода заложит фундамент для формирования в будущем полноценной, эмоционально и физически здоровой личности. Взаимная любовь и взаимопонимание pодителей, их желание иметь pебенка, сопеpеживание его появлению в утpобе матеpи - являются pешающими фактоpами будущего психического здоpовья, интеллекта и духовного состояния pастущего человека. Меняя свой взгляд и свое отношение к еще не родившемуся ребенку, будущие родители обретают уникальную возможность для первичной профилактики у него соматических, психологических и социальных расстройств.
Батуев А.С. У истоков пренатальной психологии // Развитие личности. – 2008.- С.113-114.
Кудрявцев В.Т. Предыстория человеческой жизни // Дошкольное воспитание. – 2008. – С.33-35.
Библиографическая ссылка
Соминич П.И. Психологическая подготовка к родительству
как фактор пренатального развития
// I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Проблемы теории и практики психологии развития".
URL: http://econf.rae.ru/article/7986 (дата обращения: 22.12.2024).