Вопросы, посвященные леворукости, в настоящее время являются достаточно актуальными. Это связано с тем, что в современном мире происходит увеличение числа детей, ведущим полушарием которых является правое. Все большее внимание стали уделять личностным особенностям, психическим различиям, а так же способом адаптации подобных детей в социуме.
Латеральная организация дифференциации психических функций между полушариями мозга – одна из индивидуальных психологических особенностей человека. По-гречески asymmetric — несоразмерность, поэтому данная особенность называется функциональной асимметрией головного мозга. В.Л.Бианки различает индивидуальную и видовую асимметрию мозга. Индивидуальной асимметрией он называет доминирование одного из полушарий определенной особи, не свойственной всему виду, а видовой – характерную для всего вида. Более того, изучая примеры специализации мозга у человека и животных, он считает её фундаментальной закономерностью всех позвоночных. Для человека, как правило, используют название «асимметрия», а для животных – «хиральность».[7]
Человеческая асимметрия является основой различной специализации функций полушарий головного мозга, и является поразительной особенностью человеческого существа, которая возникла в антропогенезе с появлением речи. Одной из специфических особенностей проявления левосторонней конституциональной латеральности является доминирование правого полушария и, как следствие этого, леворукость. [2]
Педагог А.Майская дает следующее определение данному феномену: «Леворукий - это ребенок или взрослый, кто пишет, рисует, а также предпочитает выполнять какие- то действия левой рукой». [10,С 90] Но в отличие от психологов, не дают определения причин, по которым это происходит. [3]
Психологи и медики считают, что леворукость является следствием межполушарной асимметрии, отражающим доминирование правого полушария головного мозга; условием для реализации психических процессов нервной деятельности именно для данного типа.
В 1871 году, в Англии, анатом Артур Огл впервые исследовал мозг левши, и определил зеркальную симметрию по отношению к мозгу правши. С того времени исследование леворукости занимает достойное место в исследованиях психологов, медиков, нейропсихологов, педагогов и т.д. Результатом этих исследований стало определение трёх причин леворукости: генетика, компенсация и среда. [13]
К основным особенностям чаще всего относят: синтетичность, интуицию, повышенную эмоциональность, образное мышление, хорошую зрительную память, отлично развитые художественные способности. [8]
Одной их особенностей леворуких детей является повышенная эмоциональность. В силу эмоционально-психологических особенностей речь леворуких детей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией; так же для нее свойственны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки, проглатывание окончаний. На начальной стадии обучения чтению и письму эти дети могут писать или читать «наоборот» (справа налево, либо зеркально), пропускать буквы, не до конца произносить слова, в особенности если они утомлены. [5]
Например, ученый И.Макарьев так определил особенности леворуких в эмоциональной сфере: «У людей, пользующихся преимущественно левой рукой, выявлено преобладание таких показателей, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий уровень самоконтроля, пониженный фон настроения, повышенный уровень тревожности». [11,С38]
Леворукие дети открыты, добродушны, способны сочувствовать и сопереживать, но также легко расстраиваются и могут впасть в состояние гнева. Для них характерно действовать по настроению. Левши склоняются более к природным явлениям, а не к искусственным. [4].
Существуют следующие данные о том, что в группах детского сада дети с феноменом леворукости имеют низкий социальный статус (63,41 %) [15] .Что объясняется противоречивостью их эмоциональной сферы, а так же тем, что первичная оценка ребенком своих сверстников практически полностью зависит от отношения воспитателя, так как его авторитет признается детьми. Критическое отношение к леворукому ребенку встречается весьма часто, это объясняется трудностями в выполнении определенных заданий, где не учитывается индивидуальный профиль распределения психических функций. Таких детей относят в категорию отстающих, и это приводит к формированию негативного отношения к нему со стороны окружающих.
Исследуя эмоционально-личностную сферу ребенка с помощью проективной методики в интерпретации Е.И.Рогова «Несуществующее животное», было выделены следующие особенности детей с феноменом левшевства[1]:
Такие дети изображают сказочных персонажей, рассказывают о его жизни, что свидетельствует о высокой степени тревожности.
На некоторых работах животное имеет механическое составляющие, что говорит о трудностях в общении.
У леворуких дошкольников часто можно обнаружить наличие шипов, зубов, рогов, это предполагает агрессию, страхи, недоверие.
Наличие множества излишних элементов: банты, грива, сережки, ремни, перчатки, перья, а так же сравнение животного с человеком, свидетельствует о незрелости эмоциональной сферы.
Рассказывая о животном, леворукие дети чаще всего говорили, что у него плохое настроение-это признак не доверительных и скудных эмоциональных отношений с родителями и родственниками, ребенок чувствует себя ненужным. Животные леворуких живут одни, в достаточно закрытом месте; его никто не любит, не посещают друзья, но он об этом мечтает. При рассказе о своем животном дети говорят, что его все боятся - это признак страха общения. Если рисунок имеет несколько голов, это говорит о противоречии между желанием и страхом общения.
Исследуя дошкольные учреждения в г.Новомосковске Тульской обл., в были выведены следующие обобщения: [1]
Данные об уровне страха у правшей гораздо ниже по сравнению с леворукими;
У леворуких выражено преобладает креативность над рациональностью;
3. Дети с левосторонней латеральностью имеют низкий уровень самооценки и самоуверенности;
4. У леворуких детей преобладает низкий уровень коммуникабельности.
Исходя из уровня адаптации дошкольников, низкий уровень был выявлен у 43,09 % детей-левшей, что характеризуется как нарушение коммуникативных способностей (трудности в общении, крайняя замкнутость, неконтактность), низкий социометрический статус ребенка в группе детского сада, незрелость мотивационной и когнитивной сфер, а так же низкая учебно-познавательная активность.
Дети с низкой адаптацией чаще ощущают эмоциональный дискомфорт и собственную неадекватность. Они отрицательно высказываются о себе, чаще бывают рассерженными, печальными, боязливыми, несчастными, встревоженными. Через 10-15 минут работы на занятиях у таких детей наступает утомление и истощение, интерес пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия. [11]
Формирующуюся личность ребенка с левосторонней организацией психических функций характеризуют разнообразные расстройства сложной системы отношений с окружающим миром и самим собой, которые ведут к отклонению социально-психологических норм в различных сферах общения. Ответные санкции со стороны значимых для ребенка социальных групп могут привести его к изоляции, к глубоким нарушениям системы отношений.
Детям с левосторонней конституциональной латеральностью присуще болезненное чувство восприятия справедливости: их интересуют вопросы правильности вознаграждения и наказания. Способность к эмпатии делает этих детей или очень жалостливыми, или очень жестокими. [12]
Высокие требования предъявляются и к родителям детей-левшей, но как утверждает М.Безруких: «Не все родители готовы работать с ребенком, не все умеют быть доброжелательными, спокойными, выдержанными. И все же никто не знает ребенка лучше, чем его родители». [6,С83]
В заключении хотелось бы заметить, что на данный момент уже существуют специальные методики, которые дают возможность корректировать эмоциональную сферу детей-левшей; опубликовано множество примеров успешного использования специального педагогического и воспитательного сопровождения, где большое внимание уделено развитию эмоциональной сферы. Но в основном они ориентированы на детей школьного возраста[3].
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы дает возможность сделать выводы о том, что леворукость не является патологией, это вариант организации взаимоотношений между полушариями головного мозга. Мнения ученых по поводу эмоциональных особенностей леворуких детей достаточно противоречивы.
Большинству детей с доминированием правого полушария сложно жить в мире правшей, вследствие чего у них проявляются трудности в межличностных отношениях и эмоциональном развитии. Леворукие дети эмоциональные и впечатлительные, так же могут быть агрессивными и подозрительными. У таких детей высокий уровень креативности, развито чувство прекрасного, но им достаточно сложно раскрыть свои таланты в обществе, которое чаще всего относится к ним негативно. Леворукие очень часто испытывают непонимание окружающих, которые хотят «изменить» их сущность, заставить быть «как все» - в этом и есть главная проблема. Чтобы решить ее, нужно самим приспособиться к особенностям левшей и оказать помощь в адаптации «правого мира». Основное внимание нужно уделить именно детям дошкольного возраста, так как именно в этот период происходит развитие личности ребенка и формирование эмоциональной сферы. С этой целью необходима разработка программы психолого-педагогической помощи и поддержки леворуких детей дошкольного возраста и их родителей с целью психопрофилактики негативных эмоциональных свойств личности.
Список литературы:
Арбузова Е.С. Психолого-педагогические условия социальной адаптации леворуких детей к обучению в общеобразовательной школе: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Москва, 2009.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/394
Адрианов О. С. Проблемы структурной организации правого и левого полушарий мозга. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.-1986, 120 с.
Базарный В.Ф. Трагедия детей, порождённая традиционным образом организации учебного процесса/ Школа здоровья, 1996. т.З. № 4. С.
Баллонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и не доминантного полушария. Л.: Наука, 1979. С. 218.
Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург: ЛИТР, 2001.320 с.
Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.:Вента-Граф,2005. С. 240
Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука Ленингр., 1989. 262 с.
Ильин Е.П. О возрастных особенностях функциональной асимметрии у человека. //Мат. 1 научн. конф. по вопросам возрастной морфологии, физиологии, биохимии. М., 1963. С. 79-83.
Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Академия, 2003. 176 с.
Майская А. Ребенок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. - СПб.: Питер, 2006. -90с.
Макарьев И. Если ваш ребёнок левша. СПб: Лань, 1995. 128 с.
Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.; Изд-во МГУ, 1991. 95 с
Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. 248 с
Чуприков А.П. Антропоизометрия и охрана здоровья леворуких. // Леворукость у детей и подростков. М.: Изд-во Мин.здрав., 1987. С. 7
Шапкин С.А. Межполушарная асимметрия в переработке эмоционально окрашенной информации // Вопросы психологии, 2000 . № 3. С.102-111.ьььииии
Библиографическая ссылка
Комарова Т.И. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕВОСТОРОННЕЙ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЛАТЕРАЛЬНОСТЬЮ. // I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Проблемы теории и практики психологии развития".
URL: http://econf.rae.ru/article/7967 (дата обращения: 22.12.2024).