УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СФЕРЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
\r\n
Д. И. Долгов, Е. Пырчева
\r\n
В условиях реформирования российского образования и формирования целостной концепции его развития появилась необходимость приведения среднего общего образования в соответствие с новым социальным, политическим и экономическим статусом общественного устройства России, с мировыми тенденциями, важнейшими из которых являются переход к системе «образование через всю жизнь», усиление вариативности образования на всех ступенях, стремление к большей практической ориентации результатов обучения, информатизация образования. Признание значимости среднего общего образования нашло отражение в приоритетном национальном проекте «Образование» и проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в рамках которого президент РФ В. В. Путин акцентировал внимание общественности на том, что «модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала». Решение задач, связанных с обеспечением инновационного характера базового образования, модернизацией институтов образования как инструментов социального развития, созданием современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, формированием механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, являются, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., приоритетными. Их решение невозможно без разработки новой методологии управления деятельностью учреждений среднего общего образования. Проблема конкуренции в образовании тесно связана с вопросами развития рынка образовательных услуг, предпринимательства в образовании, управления учебными заведениями различных образовательных уровней и их интеграционными процессами. Рассматривая систему среднего общего образования, следует отметить, что практически каждая школа, лицей или гимназия предлагает набор платных образовательных услуг, т.е. выступает субъектом рыночных отношения. Кроме того объем бюджетных средств, выделяемых образовательному учреждению находится в прямой зависимости от количества учащихся, что означает включенность в конкурентную борьбу за потребителей образовательных услуг [14, с.68]. Развитие конкурентных отношений в образовательной сфере определяет необходимость поиска образовательными учреждениями источников собственных конкурентных преимуществ, из которых формируется их конкурентоспособность. Таким образом, актуальность исследования проблем управления конкурентоспособностью учреждений среднего общего образования наряду с недостаточной их разработанностью обусловили выбор темы настоящего исследования. Конкурентоспособность профессионального образования имеет определяющее значение для успешного развития России. Новые потребности общественного развития требуют самого радикального пересмотра стратегии, форм, методов обучения, а, следовательно, и управления средним профессиональным образованием в целом, и средними профессиональными образовательными учреждениями, в частности. Формирование конкурентной среды на рынке образовательных услуг среднего профессионального образования, наряду с решением проблем, связанных с содержательной стороной профессиональной подготовки специалистов, обуславливает необходимость исследования возможности повышения конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования и формирование системы мер по ее обеспечению [4, с.146]. Перспективы и тенденции развития средней профессиональной школы требуют разработки новой, системной концепции управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования в динамично формирующейся конкурентной среде. Проведенный анализ позволяет выявить наличие следующих разногласий между: – переменами в обществе, экономике и образования, обеспечивает ныне уровень управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования; – растущий потенциал управленческих технологий, направлен на улучшение системы управления конкурентоспособностью в образовательных учреждениях и их недостаточной востребованностью в системе среднего профессионального образования; – объективность потребности повышения эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования и недоработанностью теоретических основ, обеспечивающих эту эффективность. Выявленные противоречия и необходимость их разрешения обуславливают наличие актуальной проблемы исследования: – как повысить эффективность управления развития конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования? В этой связи, проблема нацеливает нас, в первую очередь, на проведение факторного анализа и выявление факторов, обуславливающих повышение эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования. Сегодня в экономической теории дефиниция «фактор» интерпретируется по-разному. Так, «фактор» определяется как «движущая сила, причина какого-нибудь процесса, явления» [1, с. 10]. «Большая экономическая энциклопедия» дает более общее, но в целом идентичное по смыслу определение «фактора» как «движущей силы экономических, производственных процессов, оказывающего влияние на результат производственной, экономической деятельности» [2, с. 704]. Фактор – это то, от чего зависит предмет исследования, характер их взаимодействия, функционирование и развитие. Выделение факторов в ходе исследования имеет смысл лишь в отношении к предмету (явлению, процессу, системе). Кроме того, «фактор», учитывая вышесказанное, рассматривается: – как совокупность внешних объектов социально-экономической среды; – как совокупность внутренних особенностей (состояний, качеств) предмета исследования. Это позволяет нам дать следующее определение «факторов» в контексте нашего исследования: это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих сохранение целостности, полноты и смысла этой деятельности, ее упорядоченности, целенаправленности, эффективности и предметной продуктивности (результативности). Для целей факторного исследования нам важно будет учесть и специфическую характеристику того, каким образом и насколько активно используется учреждением среднего профессионального образования и ее субъектами собственный потенциал самоуправляемого развития для достижения поставленных целей управления, как корректируются цели управленческой деятельности, поведение управляющих и их взаимодействие с управляемыми субъектами [7, с.56]. Д. М. Гвишиани отмечал: «Совершенствование управления требует и с теоретической, и с практической точки зрения точного определения характера воздействия на экономику и условий освоения каждого отдельного из резервов управления, установления их взаимосвязей и взаимовлияния» [6, с. 38]. Поэтому при оценке эффективности системы управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования важно ставить не только и не столько вопрос: насколько хорошо или плохо она функционирует, а показывать: насколько лучше она могла бы функционировать, используя различные возможности для повышения эффективности своей деятельности. Очевидно, только в этом случае оценка эффективности системы управления будет объективной и только тогда можно достаточно точно указать ее резервы. Последнее представляет особую важность, так как стимулирует к дальнейшему совершенствованию и только зарождающиеся и уже зарекомендовавшие себя системы управления. Анализ экономических исследований по проблемам управления организациями показывает, что авторами выделяются различные факторы, обуславливающие эффективность управления этими организациями. Так Поршнева А. Г., Румянцева З. П., Саламатина Н. А. в качестве таких внешних факторов называют: нормативное, программное, методическое и иное обеспечение и др.; в качестве внутренних – структура, культура организации и др. [9, с. 52]. В свою очередь Т. Ю. Адаева [8, с.5] выделяет внутренние факторы: материальные, социально-экономические, организационные, лидерство. На важнейший из факторов эффективности управления развитием – «стратегию развития организации» указывает П. В. Забелин [9]. Е. Д. Липкина [11, с. 130], в свою очередь, в качестве основополагающих факторов повышения эффективности управления развитием конкурентоспособности образовательного учреждения (применительно к ВУЗу) определяет: – ориентацию на создание ценности и обеспечение выгоды для всех заинтересованных лиц; – ориентацию на внешнее окружение; – ориентацию на развитие партнерских отношений и создание различных форм сетевых партнерств; – ориентацию на первоочередное создание и удержание приоритетных конкурентных преимуществ; – внутреннюю и внешнюю координацию (интеграцию) усилий всех служб образовательного учреждения; – управление изменениями; – управление инновациями. На последние два фактора автор обращает особое внимание, с чем мы полностью согласны. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [8, с.6], «Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года» [12, с.10], «Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 годы» [5, с.10] называют среди факторов обуславливающих успех в развитии образовательной отрасли: политическую ситуацию, структурные и институциональные реформы; внешнеэкономическая и внутриэкономическая конъюнктура; баланс интересов государства, бизнеса, работника и общественных институтов и др. Разнообразие выдвигаемых факторов обуславливается, прежде всего, различием постановки целей и задач конкретных исследований или нормативных документов, изменяющимися требованиями общества. При этом большинство исследователей, не имея принципиальных разногласий в оценке влияния внешних и внутренних факторов на эффективность управления конкурентоспособностью, стремятся создать исчерпывающий перечень факторов, без их системных оснований. Как следствие, несмотря на большое количество работ, посвященных данной проблематике, общепринятой систематизированной классификации исследуемых нами факторов не сложилось. А в сфере среднего профессионального образования их вовсе нет. Следует лишь обязательно выделить исследование В. В. Криворотова [10, с.67], который предпринял, на наш взгляд, заслуживающую внимание в контексте нашего исследования попытку систематизации факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия. А именно: подсистему технико-технологических факторов, подсистему организационно-управленческих факторов, подсистему финансово-экономических факторов и т.д. [11, с.94]. Но эта систематизация имеет отношение, прежде всего, к конкурентоспособности предприятий, а не конкурентоспособности учреждений профессионального образования с их специфичными образовательными услугами. Кроме того, В. В. Криворотовым не ставилась задача предметного исследования подсистемы организационно-управленческих факторов, поэтому факторы этой подсистемы носят в его исследовании назывной характер: организация труда; система оплаты труда; организационная структура управления; система планирования, учета и контроля; другие. Ко всему прочему, чрезмерное увеличение состава факторов, принимаемых во внимание при оценке эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования, приведет к тому, что сбор требуемых данных и трудоемкость их математической обработки существенно осложняет возможность практической реализации оценки. Исходя из вышеизложенного, мы вправе выдвинуть для целей нашего исследования следующий отграниченный комплекс факторов, обеспечивающих повышение эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования в современных условиях. Речь идет, именно, о комплексе факторов, а не об отдельных факторах. Поскольку анализ проблем управления, в целом, рассмотрение содержательных характеристик процесса управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования, в частности, которые мы выполнили ранее в ходе наших исследований, а так же вышеизложенное, позволяет говорить о невозможности решения проблемы исследования путем реализации одного из факторов. Мы считаем, что повышение эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования возможно если: – обеспечена перманентная инновационная направленность учреждения среднего профессионального образования; – реализована системная интеграция управления процессом развития конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования, позволяющая синхронизировать основные процессы его жизнедеятельности, модели планирования и управления на основе единого информационно-аналитического центра (портала), корпоративной автоматизированной информационной системы и единых инфокоммуникационных каналов с субъектами профессионального образования; – осуществлено распознание, анализ, прогнозирование и управление процессами самоорганизации; сбалансировано взаимодействие интересов участников образовательных процессов и всего социального окружения. – разработана и внедрена комплексная программа оптимизации управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования. Следует отметить, что каждый из вышеназванных факторов выступает, с одной стороны, как самостоятельный, а с другой – они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Отсутствие одного из них может сказаться на эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования. Именно в связи с этим, мы вправе говорить о комплексе факторов, обуславливающих повышение эффективности этого управления. Научная новизна выделенных факторов заключается в следующем: 1) данные факторы не использовались ранее в связи с определенным нами предметом исследования; 2) данные факторы не рассматривались ранее исследователями в едином комплексе; 3) особенности каждого из факторов комплекса представлены в их специфических характеристиках. Заметим, что обеспечение влияния каждого из представленных факторов способствует решению определенных задач. Достижение же общей цели (максимального результата) исследования возможно, как показала наша дальнейшая опытная работа, при обеспечении всего комплекса описанных факторов. Данные факторы являются необходимыми и достаточными. Необходимыми – поскольку без обозначенных факторов невозможно решение проблемы нашего исследования. Достаточными – поскольку результаты нашей дальнейшей опытной работы засвидетельствовали повышение эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования. Выявленный комплекс факторов позволяет подойти к разработке методических основ оценки эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования.Таким образом, в статье нами представлены факторы повышения эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждений среднего профессионального образования.
Список использованных источников
Адаева, Т. Ю. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / Т. Ю. Адаева. – Пенза: Изд-во Пензенского гос. Ун-та, 2009. - 27 с.
Большая экономическая энциклопедия. [Текст] – М.: Эксмо, 2007 – 816 с.
Большой экономический словарь [Текст] / Под ред. А. Н. Азрилияна. – 6-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2004. – 1376 с.
Гвишиани, Д. М. Организация и управление [Текст] / Д. М. Гвишиани. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. – 332 с.
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 годы». [Текст] – М.: МО РФ. – 2008. – 28 с.
Гоголева, Т. М. Конкуренция: сущность, закономерность, регулирование [Текст] / Т. М. Гоголева. – Воронеж: Изд-во Воронижского государственного университета, 2004. – 200 с.
Забелин, П. В. Основы стратегического управления [Текст] / П. В. Забелин, Н.К. Моисеева. – М.: Информационно-внедренческий центр «Макетинг», 2008. – 195 с.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Текст] – М.: Общероссийский союз общественных объединений «Российская нация», 2008. – 35 с.
Криворотов, В. В. Методология формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия [Текст] / В. В. Криворотов. – Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2007 – 238 с.
Липкина, Е. Д. Теория и методология обеспечение конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования: дис. … д–ра экон. наук [Текст] / Е. Д. Липкина. – Омск, 2009. – 366 с.
Мохначев, С. А. Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего профессионального образования: дис. …д-ра экон. наук [Текст] / С. А. Мохначев. – Екатеринбург, 2009. – 374 с.
Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года. [Текст] – М.: МО РФ. – 2000. – 15 с.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. – 1200 с.
Управление организацией: Учебник [Текст] / Под ред. А. Г. Паршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 669 с.
Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред.кол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 2006. – 815 с.
\r\n
7
Библиографическая ссылка
Цибизова Е.В., Музафарова Л.Б. О ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ОБЛАЧНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В БИЗНЕСЕ
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7880 (дата обращения: 23.12.2024).