РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Поднебесова М.И.
г. Сызрань, филиал ФГБОУ ВПО "СамГТУ"
В современном обществе для свободного продвижения человека в образовательном пространстве обеспечивается максимальная гибкость и разнообразие форм обучения. В системе народного образования интенсивно развиваются заочная, вечерняя и другие формы обучения без отрыва от работы.
Заочное обучение, при качественной его постановке во всем мире рассматривается как "высокая технология" получения образования и количество студентов, обучающихся по этой форме, постоянно растет []. Остальные формы обучения занимают промежуточное положение между очным и заочным обучением. В том числе очно-заочное (вечернее) обучение.
Идея давать знания после работы возникла в России в XIX веке. Тогда появились воскресные школы, воскресно-вечерние и вечерние школы для взрослых, осуществлявшие начальное обучение. В таких школах обучались грамоте и арифметике взрослые люди, в основном заводские и фабричные рабочие. []
В 20-е гг. XX века были организованы вечерние школы различного типа (школы грамоты, школы крестьянской молодёжи), общеобразовательные и профессионально-технические курсы, рабочие и крестьянские университеты, которые позволяли трудящимся без отрыва от производства получить образование, профессию, повысить квалификацию. Для получения среднего общего образования и подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вуз были созданы рабочие факультеты.
Современная система общего среднего вечернего образования начала складываться в годы Великой Отечественной войны, когда стала создаваться сеть школ рабочей молодёжи и школ сельской молодёжи, с 1958 получивших название вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ. В составе этих школ, как правило, имелись 9-11-е классы. Для учащихся, не получивших в своё время неполного среднего образования, создавались соответствующие классы восьмилетней школы. Некоторые типы вечерних школ (школы мастеров при предприятиях, классы мастеров в составе вечерних городских школ, учебные комбинаты на селе), помимо общего образования, осуществляли повышение профессиональной квалификации учащихся и обучение новым профессиям. В местах, где количество учащихся было недостаточно для организации вечерней школы, при общеобразовательных школах создавались отдельные классы, которые работали по системе вечернего образования. Учебный год в городских вечерних (сменных) школах длился 36 учебных недель по 19-22 часов в неделю, в сельских - 28 недель по 25-27 часов в неделю. Занятия проводились 3-4 раза в неделю. В связи с различными сроками сельскохозяйственных работ в разных климатических поясах сроки начала и окончания учебного года и летних каникул в сельских школах могли изменяться при обязательном выполнении установленной нормы учебного времени. [Error: Reference source not found]
За годы Советской власти была создана государственная система высшего и среднего специального вечернего образования. Уже в 20-30-е гг. в связи с нехваткой в стране технологов и инженеров при высших и средних специальных учебных заведениях стали открываться вечерние факультеты и отделения. На вечернее обучение направлялись, как правило, молодые коммунисты и комсомольцы. Тогда же стали открываться и самостоятельные вечерние институты и техникумы. Накануне войны, в 1940 году, в СССР действовали 8 вечерних вузов и 47 техникумов.
Но особенно широкое развитие высшее и среднее специальное профессиональное вечернее образование получило в 50-70-х годах. В 1969-1970 учебном году в СССР было 4 самостоятельных вечерних института, 3 завода-втуза (в которых приняты вечерняя и дневная системы обучения), имелось 396 вечерних факультетов (отделений) при вузах, в том числе в 48 крупнейших университетах, 209 факультетов во втузах промышленности, строительства, транспорта, 60 в педагогических институтах, 32 в вузах искусств, 23 в экономических институтах.
Система вечернего образования была принята также на общетехнических факультетах, осуществляющих общенаучную и общеинженерную подготовку. В начале 70-х годов работало 235 самостоятельных вечерних средних специальных учебных заведений и 1321 вечернее отделение при стационарных техникумах и училищах (в том числе 1010 отделений промышленности, строительства, транспорта, связи и сельского хозяйства), 43 экономических, финансовых, статистических и торговых; 143 здравоохранения и физической культуры, 125 просвещения, искусства и кинематографии. []
Главная привлекательность вечернего образования заключалась в том, что отсутствовало ограничение возраста для поступающих (на дневное отделение можно было поступать только до 35 лет). В вечерние высшие и среднеспециальные учебные заведения могли поступать по конкурсным экзаменам все трудящиеся: в вуз - имеющие среднее образование; в техникумы, училища и т.п. - по окончании 8-летней или средней школы. В первую очередь принимались лица, характер работы которых соответствовал избранной в учебном заведении специальности. Проходной балл при поступлении, особенно для абитуриентов, имеющих трудовой стаж (как правило, не менее двух лет), был намного ниже, чем на очных факультетах. Высшее и среднее специальное вечернее образование осуществлялось по сокращённому (в сравнении с дневной системой) перечню специальностей. Срок обучения на 0,5-1 год больше, чем в дневной системе, но преподаватели всегда с пониманием относились к личным проблемам взрослых студентов и не слишком ругали за пропущенные лекции или невыученные формулы.
Учебные занятия проводились обычно 4 раза в неделю по 4 часа. Программы и учебники использовались те же, что и для дневных учебных заведений. Учебный план строился с таким расчётом, чтобы в первую очередь обеспечить в необходимом объёме изучение научно-теоретических (общенаучных и общетехнических) дисциплин. Специальные дисциплины изучались с учётом того, что студенты (учащиеся) работают на производстве по избранной в учебном заведении специальности, причём в процессе обучения они занимают на производстве рабочие места и должности в зависимости от прохождения учебной программы. Сохранялись все основные формы учебного процесса, принятые в дневной системе обучения, - лекции, лабораторные и семинарские занятия, учебная практика, преддипломная производственная практика. От прохождения преддипломной практики могли быть освобождены студенты, характер и профиль работы которых на производстве отвечает профилю специальности, избранной в вузе; в средних специальных учебных заведениях, где особенно важна практическая подготовка будущих специалистов, выпускники должны были иметь не менее года стажа работы по избранной (или близкой к ней) специальности. Студенты и учащиеся выполняли курсовые проекты и курсовые работы; два раза в год проводились экзаменационные сессии. Обучение заканчивалось выполнением и защитой дипломных проектов (дипломных работ) и сдачей государственных экзаменов. Все типы вечерних учебных заведений давали обучающимся тот же объём знаний и по окончании те же права, что и соответствующие стационарные вузы, техникумы, училища, школы. Выпускники вечерних учебных заведений получали документ об образовании единого общесоюзного образца. []
В советские годы вечерние отделения и факультеты институтов по популярности почти не уступали дневным. На них поступали по двум причинам. Во-первых, туда шли молодые люди, недобравшие баллов для очного обучения. Вторая категория студентов – молодые люди, изначально решившие учиться после работы. В основном это были парни, только что вернувшиеся из армии, и девушки, решившие пораньше начать трудовую деятельность. Они весьма успешно совмещали учебу с работой и набирались трудового опыта. Не стоит забывать и про то, что карьерный рост вечерников шел намного быстрее, чем у дневников: их хорошо знали на производстве и уже на старших курсах ставили на руководящие должности.[]
С советских времен система вечернего обучения плавно перешла в российское образование. По-прежнему практически все вузы имеют вечерние факультеты и отделения, причем присутствуют они не только в государственных, но и в коммерческих вузах, и количество студентов-вечерников в России постоянно растет. Студенты поступают на них, как и прежде, по конкурсу, но для них уже не требуется наличие обязательного трудового стажа. [] Прием абитуриентов осуществляется также по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, либо по результатам вступительных испытаний, определенных вузом для абитуриентов, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 года, среднее или высшее профессиональное образование. В любом случае, проходной балл на очно-заочную форму все же существенно ниже.
Учебные занятия обычно проходят три-четыре раза в неделю по четыре академических часа. Содержание учебных программ, учебная и методическая литература используются те же, что и у студентов дневного отделения. У студентов вечернего обучения присутствуют такие же формы занятий (лекционные, практические, семинарские, лабораторные) и виды работы (контрольные, курсовые и т.д.), и так же два раза в год экзаменационные сессии. Обязательную практику проходят обычно по месту работы. На последнем курсе обучения сдаются государственные экзамены, отводится время для написания и защиты дипломных работ. Конечно, стипендию студенты-вечерники не получают, но для них существуют другие льготы: во время сессий, преддипломной практики и диплома им полагается оплачиваемый отпуск. И после окончания вуза получают диплом о высшем профессиональном образовании, причем запись о форме обучения присутствует только в приложении к диплому. Однако, такой подход к организации процесса обучения студентов по очно-заочной форме по аналогии с дневной, присутствующий в большинстве вузов, несовершенен и имеет множество недостатков.
Очно-заочная форма обучения является одной из важных форм подготовки специалистов с высшим образованием без отрыва от производства и повышения их квалификации. В ней соединяются достоинства, как очной формы обучения, так и заочной, а также имеется ряд преимуществ перед этими формами, среди которых можно выделить следующие:
занятия проходят (чаще всего) в вечернее время, что позволяет сочетать обучение с работой;
обучение проходит в очной форме, то есть студенты под руководством преподавателя выполняют задачи учебного плана, что отражается в более глубоком усвоении материала и впоследствии на качестве образования;
для обучения доступны все специальности очной формы обучения;
В тоже время обучение по очно-заочной форме имеет ряд недостатков. К ним можно отнести следующее:
более высокая стоимость обучения, по сравнению с заочным и дистанционным образованием;
обучение по вечерней форме накладывает на жизнь студента отпечаток определенной напряженности, так как довольно сложно учиться после трудового дня до позднего вечера (снижение концентрации внимания, усталость и общее напряжение);
не каждому работающему доступно обучение по очно-заочной форме из-за графика работы;
увеличенный объем самостоятельной работы;
отсутствие соответствующего методического обеспечения.
И самым большим недостатком вечернего обучения является то, что значительная часть учебного материала рассчитана на самостоятельную работу студентов.
Основой для организации учебного процесса для студентов очно-заочной формы обучения является содержание учебного процесса по дневной форме. При этом сокращаются аудиторные учебные часы, и увеличивается количество часов на самостоятельную работу.
Предполагается, что студенты-вечерники являются взрослыми работающими людьми и имеют определенный опыт по организации своей самостоятельной деятельности. Ведь изначально вечернее образование предусматривало обучение работающей молодежи. В настоящее время на вечерних отделениях вузов в основном обучаются студенты с таким же уровнем образования как и студенты-очники, которые по определенным причинам не смогли поступить на дневную форму (не хватило баллов, более низкая стоимость обучения и т.д.). Соответствующего опыта самостоятельной деятельности у них практически нет, либо присутствует на очень низком уровне, так как в школьном образовательном процессе навыки самостоятельно работы формируются без целенаправленного педагогического руководства и чаще всего формируются навыки лишь воспроизводящей учебной работы.
Студенты очно-заочной формы обучения нуждаются во всесторонней педагогической поддержке для овладения ими способами и методами эффективной самостоятельной учебной деятельности. В процессе обучения студенты-вечерники постепенно получают навыки все более сложных действий самостоятельной работы, благодаря чему у будущих специалистов более четко выстраивается смысловой ориентир, позволяющий ему практиковать и разрабатывать собственные подходы к решению проблемы саморазвития и самообразования. В тоже время студент учится определять цели предстоящей работы, определять ее задачи, планировать свои действия, выбирать способы и средства выполнения спланированных действий, самостоятельно анализировать и контролировать результаты и корректировать свою дельнейшую деятельность.
В процессе выполнения самостоятельной работы у студента очно-заочной формы обучения формируются навыки работы с учебной и научной литературой, развиваются умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, вырабатываются привычки к систематическому самообразования.
Следовательно, подход к организации самостоятельной работы студентов очно-заочного обучения необходимо пересмотреть, учитывая уровень образования студентов и их уровень развития самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа студентов должна быть направлена не только на усвоение материала, но и на развитие у студентов навыков самостоятельной деятельности, самоорганизации и самосовершенствования, что позволит им стать квалифицированными компетентными и наиболее востребованными специалистами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Хуторский А.В. Формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005.
Сергеев, И. Вечернее профобучение – "подготовка специалистов без отрыва от производства"[Электронный ресурс]/ И. Петров. – 2005. (http://www.osvic.ru/school-abitu/institute-higher-education-selection-53/article3923.html)
Большая советская энциклопедия [Текст]. Гл. ред. А.М. Прохоров, 3-е изд. - М., «Сов. энциклопедия», 1969-78. - Т. 4. Брасос - Веш., 600 стр.
Библиографическая ссылка
Поднебесова М.И. Роль и особенности самостоятельной работы студентов очно-заочной формы обучения // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7611 (дата обращения: 23.12.2024).