В свете кардинальных изменений образовательных парадигм, которые сегодня происходят в Украине, концептуальными параметрами учебно-воспитательного процесса современной школы стали личностная и компетентностная ориентация, человекоцентричность, технологичность, проективность, рефлексивность, интерактивность, диалогичность, мобильность, вариативность. Подобные изменения свидетельствуют о вхождении образования нашего государства в активную фазу реформирования.
В последнее время становятся популярными методики и технологии, базирующиеся на инновационной основе. В активном лексиконе ученых и педагогов-практиков надежно «поселились» понятия «инновация», «инноватика», «инновационное мышление», «инновационная культура». Однако наблюдаются нюансы в трактовке этих терминов и целый ряд подходов к внедрению педагогических инноваций.
Современное школьное образование должно отвечать социальному заказу – и это также отвечает требованиям реформирования. Именно здесь и наблюдается ряд противоречий, среди которых акцентируем внимание на следующем: общество требует людей с высокой речевой культурой и развитыми риторическими умениями, способностями и возможностями, а риторика до сих пор не стала учебным предметом, обязательным для изучения всеми учащимися.
На уровне общеобразовательной школы риторика в Украине только начала возрождаться. Курс на риторизацию был провозглашен в 2007 году, появился целый ряд учебных пособий по риторике (Ю. Елисовенко, Л. Жадан, С. Коваленко, Л. Нечволод, В. Паращич, Э. Палихата, Ю. Пинчук, Ю. Похвалитова, Б. Сокол) и авторских программ по риторике (А. Булачек, С. Коваленко, А. Ляшкевич, М. Степанюк, В. Федоренко, Н. Чибисова), учителя-новаторы проводят активную работу по формированию риторических умений учащихся (Л. Денисюк, М. Побелян, Н. Саранди, В. Федоренко). Однако наработки указанных специалистов большей частью касаются занятий по риторике в школах нового типа или в рамках спецкурсов, факультативов и языковых кружков. Надежда на утверждение риторики в общеобразовательной школе стала несколько призрачной с отменой 12-летнего образования. Новый Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования не предусматривает систематического изучения риторики в школе, и новая программа по украинскому языку для основной школы предусматривает изучение лишь отдельных сведений по риторике и риторического аспекта текста. В таких условиях именно внедрение процессов риторизации может обеспечить формирование у учащихся риторических умений и риторической компетентности.
Среди девятнадцати проанализированных нами трактовок термина «риторизация» выделяем следующие:
Риторизация – процесс переосмысления предмета и способов его преподавания, переосмысление организации образовательного процесса как полноценного делового общения по канонам риторики (Н. Голуб);
Риторизация – активизация познавательной деятельности процесса обучения средствами диалога, диалогизация (С. Минеева);
Риторизация – осмысление всех ситуаций учебного и внеучебного общения как риторических и обогащение их риторическими способами решения (Л. Горбач, С. Минеева);
Риторизация – преобразование (усовершенствование и развитие) образовательного процесса средствами риторической деятельности (С. Минеева);
Риторизация – введение элементов риторического знания в контекст других учебных дисциплин (В. Маров);
Риторизация – осуществление образовательной деятельности по законам риторики (Л. Кощей, А. Чувакин);
Риторизация – процесс преобразования преподавания любой учебной дисциплины средствами риторической деятельности (С. Минеева);
Риторизация – внедрение в жизненную практику оптимальных вариантов общения в условиях изменяющейся социальной реальности (Л. Синельникова).
Анализ приведенных дефиниций позволяет сделать выводы: 1) риторизация касается всех аспектов образования – учебного процесса, внеучебной деятельности, педагогического общения; 2) смысловым наполнением риторизации являются риторические знания, каноны (категории) риторики, законы риторики, диалог (диалогизация), риторическая ситуация, риторическая деятельность, средства риторической деятельности; 3) риторизацию связывают с процессами осмысления, переосмысления, активизации, преобразования объекта, следовательно, с определенным изменением сознания участников образовательного процесса, и прежде всего, его организатора – педагога.
Процессы риторизация сложны и многомерны, поэтому, по нашему убеждению, их внедрение следует связывать с педагогическими технологиями – запрограммированными во времени и пространстве системами функционирования компонентов педагогического процесса, которые приводят к намеченным результатам (Г. Селевко). Именно педагогические технологии, по мнению ученых, предусматривают проектирование и точное инструментальное управление учебным процессом и гарантируют достижение поставленных учебных целей.
В контексте риторического образования и его результатов употребляют термин «риторизированные технологии», впервые введенный в научный оборот В. Маровым. Г. Новосельцева трактует риторизированные технологии широко (как мезотехнологии) и связывает их с ценностноориентированным, деятельностным, интерактивным изучением практической риторики. Напротив, более узко и локально (как микротехнологии) позиционируют риторизированные технологии Д. Архарова и Л. Котлова, применяя их при обучении учащихся репродуцированию текстов и написанию переводов. Мы понимаем риторизированные технологии как технологии риторизации – макротехнологии общепедагогического и общеметодического уровней, охватывающие весь процесс школьного языкового образования. Именно риторизированные технологии будут выполнять роль эффективного средства риторизации школьного курса украинского языка и смогут гарантировать образовательные результаты – риторические умения и риторическую компетентность учащихся.
Является ли риторизация школьного языкового образования педагогической инновацией? Бесспорно, является. Стоит рассмотреть этот вопрос более детально. Но сначала заметим, что образование как педагогическая категория трактуется в дидактике как процесс и как результат.
Тезаурус понятия «инновация» широкий и разнообразный. Не ставя целью осуществить глобальный анализ содержательного поля исследуемого понятия, отметим наиболее емкие, на наш взгляд, дефиниции, экстраполируя их смысл на проблематику риторизации.
Инновация – это деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, которое вносит в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменения системы из одного состояния в другое; это радикальные новшества как специфическая форма передового педагогического опыта; это принципиально другой подход на почве новой идеи, которая существенно меняет сложившиеся образовательные технологии, обусловливает новый тип школьной организации [3].
Л. Ващенко трактует инновации в образовании как «процесс создания, внедрения и распространения в образовательной практике новых идей, средств, педагогических и управленческих технологий, в результате которых повышаются показатели (уровни) достижений структурных компонентов образования, происходит переход системы в качественно иное состояние» [2, с. 338].
По утверждению И. Исаева и В. Сластенина, понятие «инновация» означает нововведение, новизну, изменение; «инновация как средство и процесс предполагает введение чего-то нового. Относительно педагогического процесса инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и ученика» [5].
А. Хуторской трактует инновацию как процесс внедрения педагогического новшества как определенной идеи, метода, средства, технологии или системы, с помощью конструирования которого можно управлять развитием системы образования [7].
В. Слободчиков позиционирует инновацию как конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного процесса. По мнению ученого, если деятельность осуществляется на основе определенного концептуального подхода и ее следствием становится развитие системы в целом или ее принципиальное преобразование, речь идет об инновации [6].
Осветим несколько иной аспект. К. Баханов, проанализировав значительное количество источников, охарактеризовал признаки педагогических инноваций: «основной целью является развитие личности и различных форм мышления каждого ученика; позиция учителя ориентирована на личность ученика; ... в познавательной деятельности выдвигаются творческие и реконструктивные задачи; ... основными формами обучения является групповая и индивидуальная, в основе которых доверие к ребенку, опора на его способность отвечать за себя, стимуляция чувства достоинства и самоуважения; максимальное привлечение к обучению собственного опыта учащихся, их мышления; основу мотивации учащихся составляет достижение успеха и самореализация личности [1, с. 22]»; таким образом, инновация в образовании – это то, что приводит к формированию и развитию нового в обучающейся личности (возможности, способности, личностные качества, компетентности).
Экстраполируя обнаруженные смыслы на проблематику исследования, приходим к выводу об инновационности риторизации, поскольку:
риторизация является новой идеей для школьного образования в Украине, по сути, это радикальное нововведение; это специфическая форма передового педагогического опыта, в частности, российских педагогов; в указанном контексте школьное риторическое образование является процессом;
благодаря риторическому образованию (образование как результат) произойдет переход школьной системы речевой (коммуникативной) подготовки в качественно новое состояние, результатом чего станут коммуникативная и риторическая компетентности, речевая и риторическая личности учащихся;
риторизация как составляющая школьного риторического образования (процесс и результат) повлечет за собой усовершенствование процесса культурно-коммуникативной подготовки учащейся молодежи и внедрение нового процесса развития ее риторических способностей и формирования риторических умений;
риторизация может стать новым образовательным подходом, вследствие чего система языкового образования в целом получит качественно новое развитие и весь учебно-воспитательный процесс и вся организация современной школы претерпят принципиальное преобразование;
введение риторизации в школьное языковое образование (образование – процесс) потребует совершенствования существующих и разработки и применения новых (инновационных) методов, приемов, форм и технологий обучения, форм организации обучения, что, в свою очередь, будет побуждать педагогических работников к творческим поискам и инновационному мышлению; следовательно, инновации приведут к появлению новых инноваций;
риторика и риторизация содержат в себе мощное гуманистическое начало, ведь являются человекоцентрическими явлениями, поэтому их внедрение в общеобразовательной школе приведет к формированию и развитию нового в личности обучающихся (общеизвестно, что риторика развивает в человеке целую систему личностных качеств, в частности, духовность).
Как отмечает А. Хуторской, инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие (идея) превращается в социальное [7]. С этих позиций школьное риторическое образование средствами риторизации является инновационным процессом. Во-первых, к риторике последнее время возник общественный интерес, поскольку сегодняшний день требует специалистов, умело владеющих словом, следовательно, педагоги, направляя свои усилия на развитие коммуникативных и риторических способностей своих воспитанников, будут выполнять социальный заказ. Во-вторых, коммуникативная и риторическая компетентности выпускников украинских школ станут мощным орудием социализации молодежи. Инновационную деятельность по внедрению риторизации как риторического образования необходимо рассматривать в пространстве социальной практики, потому что школьная риторика будет иметь два стратегических ориентира – на личность (ее духовное становление и формирование компетентностей) и на общество (его устойчивое развитие).
Проблема внедрения инноваций, по словам В. Слободчикова, является стратегической, ведь непосредственно ассоциируется с проблематикой модернизации образования [6]. Исследователи выделяют инновации-модернизации (направленные на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учебного процесса) и инновации-трансформации (преобразовывают традиционный учебный процесс; направлены на обеспечение организации поисковой и проектной учебно-познавательной деятельности) [4]. Считаем риторизацию школьного языкового образования инновацией-трансформацией, направленной на модернизацию всей системы школьного образования.
В соответствии с выводами О. Михайленка, В. Сластенина, В. Слободчикова, А. Хуторского [4; 5; 6; 7], охарактеризуем риторизацию школьного языкового образования як педагогическую инновацию:
это методическая инновация (охватывает процесс преподавания языка и литературы как гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, а также процесс подготовки и переподготовки педагогических работников);
это организационная инновация (риторизация касается новых форм и методов педагогического общения и организации педагогического труда);
это социальная инновация (риторическое образование способствует повышению уровня образованности и культуры молодежи, достижению высокого уровня воспитанности, нравственности);
это управленческая инновация (создание в школах специальных проблемных групп и специализированных кафедр; внедрение новых моделей образования с учетом потребностей учащихся; формирование новой организационной культуры школы, разработка новых механизмов управления качеством школьного образования);
дидактическая инновация (новые методики и технологии обучения и преподавания, новые способы организации содержания школьного образования, новые подходы к оценке образовательного результата);
инновация в подготовке и переподготовке педагогических кадров (преподавание в высших педагогических учебных заведениях методики изучения риторики в школе; изменение структуры профессиональной компетентности педагогических работников; новые программы переподготовки кадров; ориентирование на изменения требований к качеству школьного образования; изменения в структуре методической работы образовательных учреждений всех уровней);
внутрипредметная инновация (специфика риторизации реализуется в контексте языкового образования и развития речи учащихся);
общеметодическая инновация (процессы риторизации касаются не только смещения акцентов в языковом образовании, но и педагогического общения и всего образовательного пространства современной школы);
идеологическая инновация (внедрение риторизации является требованием времени и вызвано обновлением сознания: риторика имеет мощный потенциал для развития личности и общества в целом).
Нами обоснован жизнетворческий потенциал школьной риторики. В пользу логичности рассмотрения риторизации в парадигме жизнетворческого подхода убедительно свидетельствуют такие мнения специалистов: «сознательную жизнь человека можно рассматривать как последовательность и совокупность речей, качественной или некачественной речи, от чего во многом зависит его судьба, а также судьба других людей, а значит и всего общества» (С. Коваленко); «риторика способствует формированию жизненно необходимого умения общаться во всех сферах жизни, а учитель открывает ученикам жизненные перспективы» (Н. Голуб); риторика рассматривает вопрос пользования «речевой активностью в личной жизни и в общественной деятельности», имеет целью поиск «оптимальных алгоритмов речевого поведения человека в различных ситуациях общественной и личной жизни» (Н. Чибисова); риторическая подготовка «служит серьезным социокультурным целям, которые должны соответствовать требованиям жизни» (М. Пентилюк); «риторика имеет пафос, который является фактом жизни, ведь в пафосе речи человека проявляются взгляды и идеи его жизни и творчества» (Л. Мацько). При изучении школьной риторики и риторизации учебно-воспитательного процесса современной школы происходит практическая реализация принципов антропоцентричности, аксиологизации, формирования личности через слово, развивающего воздействия, «живой» коммуникативности, «речевого поступка», гражданского становления учащихся, духовного становления личности. Реализация указанных принципов соответствует принципам педагогики жизнетворчества – диалогичности, позиционности, субъектности, духовности. Итак, риторизация школьного языкового образования – инновация жизнетворческая.
И, наконец, согласно систематике педагогических инноваций, разработанной А. Хуторским [7], риторизацию, по нашему мнению, следует отнести к типу инноваций по отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития риторических способностей учащихся и педагогов, в сфере развития их коммуникативных и риторических умений и навыков, способов риторической деятельности, коммуникативной и риторической компетентностей и т.д.
Таким образом, приоритетным направлением внедрения в школьное языковое образование процессов риторизация являются риторизированные технологии. В указанном контексте нами был рассмотрен психолого-педагогический контекст готовности учителей-словесников к этой деятельности. Были учтены следующие факторы: 1) риторизация касается самой сущности профессиональной деятельности учителя; 2) риторизация требует от педагогов психологического настроя; 3) внедрение риторизированных технологий как технологий риторизации является инновационной деятельностью; 4) процесс применения инноваций требует педагогического творчества; 5) для внедрения риторизации учителям необходима специальная подготовка. В результате была разработана модель готовности учителей-словесников к внедрению технологий риторизации (рис. 1).
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА К ВНЕДРЕНИЮ
ТЕХНОЛОГІЙ РИТОРИЗАЦІЇ
Общепедагогический уровень
носитель духовной и риторической культуры;
способность вдохновлять и побуждать учащихся к духовному и речевому росту;
осознание риторического мастерства как ценности, что подкреплено стойкой мотивацией.
Психологический уровень
стойкая позитивная внутренняя мотивация к профессиональной деятельности;
способность учитывать свои психофизиологи-ческие особенности и возможности;
позитивный образ-Я.
спроможність надихати й спонукати учнів до ду-ховного й мовленнєвого зростання;
усвідомлення риторичної вправності як цінності, що підкріплено стійкою мотивацією.
Уровень педагогического мастерства
Гуманистическая направленность, профессиональная компетентность, способности к педагогической деятельности, педагогическая техника, мастерство педагогического общения через призму педагогики, риторики, педагогической риторики, риторизации.
Уровень педагогической инноватики
риторическая и педагогическая рефлексия;
владение эффективными способами и средствами достижения целей риторического образования;
осознание потребности внедрения риторизации;
способность к экспериментальной работе;
способность публично обговаривать успехи и неудачи деятельности.
Уровень педагогического творчества
ориентация на риторическую деятельность как творческую;
направленность на творческое развитие риторических способностей учащихся;
способность к реализации творческого потенциала риторической личности;
педагогическая креативность;
способность к формированию собственного опыта творческой риторической деятельности;
стремление к обогащению опыта педагогической деятельности риторическими способами решения сложных профессиональных задач;
создание собственных творческих заданий и методик.
Уровень специальной подготовки
методическая компетентность;
технологическая компетентность;
соответствие риторическому идеалу.
Рис. 1. Модель готовности учителя-словесника к внедрению
риторизированных технологий
Процесс формирования у учителей-словесников готовности к внедрению риторизация и риторизированных технологий, по нашему мнению, должен происходить в несколько этапов: 1) во время получения высшего педагогического образования, чему будет способствовать изучение риторики, педагогики, психологии, педагогической риторики, лингводидактических дисциплин (в частности, методики изучения риторики в школе, современных технологий преподавания языка и литературы); 2) при осуществлении профессиональной деятельности (саморазвитие, самообразование, различные формы методической работы); 3) в ходе последипломного педагогического образования.
Выражаем надежду, что изложенные мысли найдут понимание у заинтересованных в проблематике риторического образования коллег и побудят педагогическое сообщество к активной полемике.
Література
Баханов К. Сучасна шкільна історична освіта : інноваційні аспекти : [монографія] / Костянтин Баханов. – Донецьк : ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2005. – 384 с.
Ващенко Л. М. Інновації в освіті / Л. М. Ващенко // Енциклопедія освіти / Акад. пед. наук України ; голов. ред. В. Г. Кремень. – К. : Юрінком Інтер, 2008. – С. 338–340.
Инновационная деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mou-rdu.ru/innovacii.htm. – Заголовок с экрана.
Михайленко О. И. Общая педагогика : электрон. учеб. [Электронный ресурс] / Михайленко О. И.. – Режим доступа : http://kpip.kbsu.ru/pd/index.html#op_8. – Заголовок с экрана.
Педагогика : учеб. пособ. для студентов пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
Слободчиков В. И. Инновации в образовании : основания и смысл [Электронный ресурс] / Cлободчиков Виктор Иванович. – Режим доступа : http://www.abitu.ru/researcher/methodics/nauka/a_1xizkd.html?xsl:print=1. – Заголовок с экрана.
Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / А. В. Хуторской. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
8
Библиографическая ссылка
Нищета В.А. (Украина) Риторизация языкового образования как инновационная педагогическая технология // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/7586 (дата обращения: 22.12.2024).