МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Агаджанов Г.Г., Найденко В.С., Тоискин В.С.
Ставропольский колледж связи им. В.А. Петрова
Управление качеством образования в колледже предполагает наличие рационально построенной и эффективно функционирующей системы отслеживания качественных и количественных характеристик результативности образовательной деятельности. Это предполагает разработки фонда оценочных средств и проведения на их основе педагогического мониторинга.
Без специального отслеживания результативности деятельности педагогов и студентов по единой методике трудно представить эффективность и корректность действий конкретного педагога в сравнении с другими, а также успешность освоения учебной программы студентами. Традиционная оценочная система не дает возможности объективно оценить деятельность как педагога, так и студента.
Под педагогическим мониторингом понимаем систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывную диагностику, оценку и прогнозирование состояния педагогического процесса, т.е. его хода, результатов, перспектив, развития.
Внедрение мониторинга в практику ФГОБУ СПО Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова было обусловлено работой педагогического коллектива по проблеме «Управление качеством образовательного процесса». В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Обычной ситуацией является неполнота соответствия конечных целей и целей заданных, планируемых. Эти отклонения вызываются влиянием на педагогическую систему различных внешних и внутренних факторов., таких как изменения в целях образовательного учреждения, в образовательных и учебных программах, планах, несовпадение личных целей участников образовательного процесса с целями образовательного учреждения, опережающее развитие науки, формирующей учебные курсы, переход к новым методикам и технологиям обучения, объемное изменение состава обучающихся и педагогического персонала в процессе достижения цели.
В связи с этим актуальной является задача оценки степени, направления и причин отклонения и реализация на этой основе предупреждающих действий. Именно мониторинг связан с выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов самой педагогической системы.
Заметим, что в реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми элементами системы менеджмента качества, поэтому его существенные характеристики могут быть полно рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления образовательным процессом
Основные требования к мониторингу и оценке его результатов могут быть сформулированы следующим образом:
- при реализации мониторинга применяются стандарты и нормы, которые должны быть качественно и количественно определены и пригодны для практического использования;
- принципиальная возможность реализации стандартов и норм, их согласованность с возможностями школы и составных элементов системы менеджмента качества;
- необходимость учета взаимозависимости нормативов и внешних условий, что предполагает не только выявление отклонений от стандартов и норм, но и основу для их пересмотра; т.е. мониторинг рассматривается не только как средство минимизации отклонений, но и как путь выявления ошибок, некорректностей в целях, планах, нормах, установленных в образовательном учреждении, как механизм корректировки целей и путей их достижения;
- соблюдение стандартов и нормативов предполагает наличие аппарата мониторинга, т.е. отдельных лиц или коллективного органа, отвечающих за выявление отклонений и адекватную их оценку;
- практически мониторинг должен осуществляется на всех структурных образовательного учреждения;
- нормативы должны строиться на основе прошлого опыта и опираться на анализ текущего состояния образовательного процесса;
- требуется избегать абсолютизации и преувеличения роли различных нормативных требований в ущерб творчеству, креативности;
Аналитическая схема мониторинга представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Обобщенная схема мониторинга
В ФГОБУ СПО Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова педагогический мониторинг представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям:
- диагностика качества обученности студентов;
- диагностика уровня профессионального мастерства педагогов колледжа.
- медицинская диагностика;
- анализ деятельности элементов организационной структуры управления;
- анализ социальных условий;
- анализ учебных программ;
- удовлетворенность потребителей образовательных услуг качеством образовательного процесса;
- удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников;
- психодиагностика;
- анализ содержания образования (учебных программ и их выполнения);
- анализ педагогических , воспитательных, управленческих технологий;
- уровни сформированности компетенций;
- диагностика ресурсов (кадры, материально-техническое обеспечение;.
- изучение составляющей организационной структуры.
Многомерноость системы мониторинга обуславливает необходимость разработки концептуального подхода к формированию единого информационного пространства (ЕИП) системы образования. Понятие «единое информационное пространство» выводится по следующей цепочке: образовательная среда – образовательное производство – образовательное пространство – информационное пространство – единое образовательное пространство – единое информационное пространство [1].
Совокупность всех типов социальных взаимодействий участников образовательного процесса, всех опосредующих эти взаимодействия материальных и знаково-орудийных средств, всей нормативно-правовой базы представляет образовательную среду, формируемую процессом специальным образом организованного общения.
В образовательной среде разворачиваются два взаимно противополагающих процесса: оформление надиндивидуальных структур, регламентирующих деятельность индивида, и создание индивидуальных средств выхода за пределы этих структур. Это единство противоположностей образует образовательное производство.
Образовательное производство определяет образовательное пространство, как форму сосуществования (жизнедеятельности) субъектов образовательной практики в конкретный период времени.
Материальным механизмом (и в этом аспекте - основой) объективации образовательного пространства является информационное пространство. Единое информационное пространство является средством формирования общего информационного ресурса.
Единое образовательное пространство характеризуется:
единым пониманием предназначения, целей, задач образовательного пространства всеми субъектами образовательной практики;
едиными деятельностными нормами;
едиными требованиями к продукту системы образования и образовательному производству.
унификацией средств обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий;
открытостью и совместимостью с возможно другими информационными системами
многообразием средств работы с единой информацией различных субъектов образовательной политики;
дублированием основных информационных блоков по всей управленческой вертикали.
Разработка и внедрение широкомасштабной системы мониторинга в рамках образовательного учреждения является многоэтоапной задачей, решаемой на основе методологии проектирования информационных систем.
Литература
1. Виноградова Е. А. Создание единого информационно - образовательного пространства в образовательном учреждении. ИКТ – новая технология управления в образовательном учреждении. URL http://festival.1september.ru/articles/538755/
Библиографическая ссылка
Агаджанов Г.Г., Найденко В.С., Тоискин В.С. МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7507 (дата обращения: 23.12.2024).