СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Поднебесова М.И.
г. Сызрань, филиал ФГБОУ ВПО "СамГТУ"
В последние годы в российском образовании произошла резкая переориентация оценки результата образования с понятий "подготовленность", "образованность", "общая культура", "воспитанность", на понятия "компетенция", "компетентность" обучающихся. Таким образом в образовании зафиксировался компетентностный подход [1].
В психолого-педагогичной литературе нет четкого и окончательного определения понятие компетентности. В толковом словаре даются близкие по смыслу толкования понятий "компетентности" и "компетенции". Понятие "компетенция" как правило, употребляется в значении определенного "круга полномочий субъекта", в то время как "компетентность" обычно употребляется при указании его информированности, авторитетности, квалификации. Поэтому в педагогическом смысле рациональнее пользоваться термином "компетентность".
Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих методологических оснований подготовки специалистов предопределило постановку и реализацию целей образовательного процесса в вузах в контексте формирования и развития ключевых компетентностей, что в первую очередь нашло отражение в разработанных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Являющийся основой новых стандартов высшего профессионального образования компетентностный подход предполагает развитие у студентов навыков самообразования, то есть формирование их самообразовательной компетентности. В стандартах третьего поколения в качестве требований к уровню освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования выступает обладание выпускником общекультурными (универсальными, надпредметными, базовыми, ключевыми, общими) и профессиональными (предметно-специфическими, предметно-специализированными) компетенциями. Значимой характеристикой общекультурных компетенций является самообразовательная готовность, следовательно существует необходимость формирования самообразовательной компетентности у всех студентов, независимо от специальности и будущей профессии [4].
Во многих исследованиях авторами также предлагаются различные классификации компетентностей. Например, Д. Ермаков и А.Н. Дахин рассматривают компетентности в области общего образования, И.А. Зимняя, Э. Зеер и Э. Сыманюк – в области профессионального образования. Классификация И.А. Зимней [1] характеризует специалиста, охватывая все области его жизнедеятельности. Ею разграничены три группы ключевых компетентностей:
компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности и профессиональной деятельности;
компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми, способность работать в команде;
компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах, в том числе в процессе выполнения профессиональных обязанностей.
Качество сформированности ключевых компетентностей обусловлено уровнем развития самообразовательной компетентности, которую следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности выпускника, так как она позволяет получить качественное высшее образование, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, при необходимости сменить специальность.
Самообразовательная компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности, изначальном стремлении студента расширить свой образовательный потенциал, повысить конкурентоспособность на рынке труда. Вследствие чего роль высшей школы в формировании ценностного отношения выпускников к самостоятельной деятельности, в осознании будущими специалистами особой значимости самообразовательной компетентности для непрерывного профессионально-личностного развития многократно возрастает.
Можно выделить три основных фактора значимости данной компетентности:
обеспечение академической мобильности студента, его готовности к освоению программы высшего профессионального образования;
предопределение профессиональной мобильности выпускника, имеющего способности не только к дальнейшему развитию своих профессиональных навыков, но и готовность при необходимости поменять сферу своей профессиональной деятельности, что в свете последних событий в мировой экономике является особо актуальным;
содействие повышению качества работы высшего образовательного учреждения, реализующего программу высшего образования [6].
Современному человеку, особенно молодому специалисту, необходимо быть мобильным и уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного общества, характеризующегося высокой степенью информатизации, увеличением количества и скоростью распространения информации, что приводит к необходимости формирования у него навыков и умений поддерживать на уровне и совершенствовать свои профессиональные навыки. Следовательно, наличие сформированной самообразовательной компетентности среди качественных характеристик специалиста указывает на социальную и профессиональную зрелость его личности.
Самообразовательная компетентность, в сущности, проявляется в умениях и навыках самосовершенствования, навыках самостоятельной познавательной деятельности, целью которой выступает обновление интеллектуального потенциала в соответствии с общекультурными и профессиональными запросами общества, то есть в самообразовании. Самообразование является определяющим фактором саморазвития внутреннего мира субъекта, становится необходимой частью его жизни. Следовательно, самообразовательная компетентность реализуется не только в результате деятельности субъекта, но в нем самом, позволяя преобразовать себя. По мнению Е.С. Чеботаревой [7], "самообразовательная компетентность – это творение человеком самого себя".
В результате анализа исследований А.К. Громцевой, И.А. Зимней, А.К. Марковой, П.И. Пидкасистого, Р.Р. Сагитовой, А.В. Хуторского, Е.С. Чеботаревой самообразовательная компетентность была нами определена как личностно-профессиональное качество, характеризующее специалиста как субъекта способного к самостоятельной организации познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие профессиональных и общекультурных качеств и самосовершенствование.
Принимая за основу исследования вышеназванных авторов можно выделить следующие структурные компоненты самообразовательной компетентности:
мотивационно-смысловой;
когнитивный;
организационно-деятельностный;
оценочно-рефлексивный.
Мотивационно-смысловой компонент предполагает потребность студента в самообразовании, определяет позитивное отношение и интерес к самообразовательной деятельности, обеспечивает наличие самомотивации и осознания как личной, так и социальной значимости самообразовательной деятельности.
Когнитивный компонентподразумевает наличие системы знаний (общеобразовательных, предметных и профессиональных),умений и навыков самообразовательной деятельности, готовности и способности к непрерывному самообразованию.
Организационно-деятельностный компонент представляет собой владение знаниями и умениями планировать, организовывать и регулировать самообразовательный процесс, использовать современные методы познания, применять результаты самообразовательной деятельности в конкретных ситуациях профессиональной деятельности.
Рефлексивный компонент заключается в способности самоанализа и самооценки готовности к самообразованию, адекватной оценке результатов своей самообразовательной деятельности, владение рефлексивными технологиями в области самообразовательной деятельности.
Самообразовательная компетентность формируется на основе приобретения опыта самостоятельных проб и достижений в самообразовательной деятельности, выработки собственной индивидуальной системы учения, постепенного перехода от копирования образцов самообразования к выработке его собственной модели, включения самообразования в образ жизни студента [5].
Следуя логике развития самообразовательной компетентности, в процессе ее формирования можно выделить следующие этапы [2]:
Адаптационный этап.
Этап накопления опыта.
Самообразовательный этап.
На первом этапе происходит вхождение студента в систему самообразовательной деятельности. Целью адаптационного этапа является актуализация мотивов и выявление смысла самообразовательной деятельности, развитие у студента интереса к познавательной деятельности, формирование основ поисковой активности. Опыт самообразовательной деятельности начинает формироваться с попыток самостоятельной постановки целей своей образовательной деятельности, вырастающих в дальнейшем в собственную самообразовательную систему специалиста. В качестве средств актуализации мотивов самообразовательной деятельности выступают разнообразные жизненные и профессиональные проблемы; субъективные переживания студентами конфликтных ситуаций, реализация возможности свободного выбора заданий, оценки своей готовности к выбору образовательной задачи.
Цель второго этапа - накопления опыта - заключается в освоении умениями и навыками самообразовательной деятельности, постепенном развитии самостоятельной деятельности студента и усовершенствовании его опыта самообразовательной деятельности. Данный этап процесса решает задачи развития индивидуальности студента; актуализации смысла и совершенствования опыта студентов в самообразовательной деятельности; активизации потребности в теоретическом знании и его интеграции с профессиональной деятельностью; развитие эмоционально-волевых качеств у студентов, их самостоятельности; развитие их интеллектуальных возможностей.
Самообразовательная компетентность студента будет полностью сформирована лишь в том случае, если он самостоятельно сможет определить проблему, найти путь её решения самостоятельно либо с помощью определенных знаний, также добытых самостоятельно. Данная задача решается на заключительном – самообразовательном – этапе формирования самообразовательной компетенции. На данном этапе самообразование становится преобладающим детерминантом профессионального становления специалиста. Его отличие в общем положительном настрое студентов на самообразование, развитии интереса к использованию умений самообразовательной деятельности в учебном процессе, стабилизации интереса к выбранной профессии и учебе. Самообразовательный этап решает задачи полной творческой самореализации студентов; удовлетворения их познавательных интересов в учебно-профессиональной деятельности; формирования устойчивой тенденции к дальнейшему развитию творческой самостоятельности в будущей профессии; выработки собственной системы самообразовательной деятельности и включении ее в образ жизни студента [5].
По завершении самообразовательного этапа у студента вырабатываются критическое осмысление собственной жизненной позиции, адекватная оценка своих личностных и профессиональных достижений, а также собственная система самообразования. Следует заметить, что такого уровня в современных условиях достигает сравнительно небольшой процент студентов. Это приводит к необходимости проблемного и более детального рассмотрения процесса формирования самообразовательной компетентности студентов, в особенности обучающихся по очно-заочной форме обучения.
Необходимость решения проблемы развития самообразовательной компетентности студентов очно-заочной формы обучения приводит к разрешению вопросов организации их самостоятельной работы, её совершенствованию и систематизации. Многие специалисты процесс формирования самообразовательной компетентности студентов вуза представляют как сложный процесс перерастания самостоятельной работы студента в самообразование.
Следует отметить, что соответствующим образом организованная, методически правильно спланированная самостоятельная работа развивает у студентов способность к самостоятельному поиску необходимых знаний, самостоятельному определению цели и постановке задач и их решению, что и является основой самообразовательной компетентности [3]. Важнейшим условием повышения эффективности обучения является психологическая, теоретическая и практическая готовность студентов к самостоятельной работе. Но, к сожалению, довольно часто уровень довузовской подготовки студентов не зависимо от формы обучения бывает очень низок. Следовательно, первоначальной задачей преподавателей вуза является "доучивание" первокурсников методам самостоятельной работы путем формирования культуры учебного труда, чтобы позволить будущему специалисту в дальнейшем не только адаптироваться к условиям обучения в вузе, но и создать предпосылки постоянного профессионального роста в течение трудовой деятельности и саморазвития в течение жизни в целом. Сложность решения этой задачи требует от преподавателя постоянного совершенствования учебного процесса и, в частности, постановки самостоятельной работы студентов обучения на научную основу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст]. / И. А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2004.
Корвяков, В.А. Научно-практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования. [Текст]: Автореф. дис….докт. пед. наук. – Оренбург, 2008. – 52 с.
Орлова, И.А. Телекоммуникационное проектирование как средство формирования самообразовательной компетентности студентов технических вузов [Текст]: Автореф. дис…. канд. пед. наук.- Санкт-Петербург, 2009.- 17 с.
Сагитова, Р.Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин [Текст]: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – Казань, 2011. - 22 с.
Фомина, Е.Н. Формирование самообразовательной компетентности студентов на основе применения модульной технологии (на примере средних профессиональных учебных заведений) [Текст]: Автореф. дис…. канд. пед. наук.- Волгоград, 2007.- 20 с.
Чеботарева, Е.С. Самообразовательная компетентность будущих специалистов как критерий его качества подготовки [Электронный ресурс] / Е.С.Чеботарева// Ученые записки: электронн. науч. журнал Курского гос. ун-та.- Курск: Изд-во КГУ, 2008.- №5.- Режим доступа к журн.: http://www.scientific-notes.ru, свободный.
Чеботарева, Е.С. Информационные технологии в развитии самообразовательной компетентности студентов [Текст] / Е.С.Чеботарева // Вестник Московского городского педагогического университета (материалы II Международной науч.-практ. конф. «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье—2008)», 8-11 декабря 2008г. в г. Курске на базе Курского государственного университета). Серия «Информатика и информатизация образования»/ под ред. С.Г.Григорьева [и др.]- Москва-Курск: отпечатано в лаборатории информационно-методического обеспечения КГУ, 2008.- Вып. 6 (16), -С.185-186.
Библиографическая ссылка
Поднебесова М.И. Сущностные характеристики самообразовательной компетентности // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7457 (дата обращения: 23.12.2024).