Формирование проектной культуры будущего учителя в условиях современного общества
Образование как социальный институт современного информационного общества одним из первых знакомит подрастающее поколение с новыми реалиями жизни. Для российского образования в настоящее время серьезное звучание приобрел вопрос повышения качества подготовки будущих учителей в условиях быстрого развития инновационных процессов, обусловленного информатизацией общества. Несмотря на многообразие научных подходов к данной проблеме, сложилась потребность обобщения и концептуализации представлений об особенностях формирования проектной культуры у будущих учителей.
Требования образовательных стандартов составлены таким образом, что предоставляют каждому педагогу возможность его профессиональной самореализации в выборе способов образовательной деятельности. На смену единым унифицированным педагогическим системам приходит многообразие концепций, стоящих на разных методологических и организационных основах. Потребность в педагогическом проектировании дидактических систем постепенно переместилась от органов управления образованием к непосредственным участникам педагогического процесса. Поэтому необходимо подготовить будущих учителей к реализации проектной деятельности, к овладению методом проектов, к использованию средств педагогического проектирования[1,с.33].
Потребность изучения проблемы проектной культуры будущего учителя, обусловлено следующими противоречиями:
социальными ожиданиями и объективной потребностью образовательной практики в достижении учителем проектной культуры и недостаточной разработанностью этого феномена в науке;
стремлением педагогов-практиков и студентов включиться в преобразовательную творческую деятельность и отсутствием специального обучения проектированию, научно-дидактических материалов, помогающих учителям решать современные педагогические проблемы, осуществлять развитие образовательных систем;
объективной потребностью формирования проектной культуры будущего педагога и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этого процесса в условиях вуза [2,с.57].
Таким образом, есть все основания утверждать, что педагогическая теория и практика свидетельствует об актуальной потребности формирования проектной культуры будущих учителей в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности.
Личность, овладевшая проектной культурой - это субъект, способный самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность "от замысла до результата", вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности. В основании таких способностей лежат:
ценностно-смысловое самоопределение личности;
овладение личностью базовыми сторонами человеческой культуры;
гармонизация личности (гармония с обществом, природой и самим собой);
уровень образованности личности;
индивидуально-типологические особенности личности.
Список литературы
Заир-Бек B.C. Основы педагогического проектирования. - СПб. 1995, - 234 с.
Лавров, М.Л. К понятию «проектная культура» учителя [текст] / М.Л. Лавров // Проблемы и перспективы развития технологического образования. Материалы межвузовской научно – практической конференции /Под ред. В.М. Баженова. – Кострома. – 2006. – С. 56-61.
Библиографическая ссылка
Иманмухаметова Б.М. Формирование проектной культуры будущего учителя в условиях современного общества // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7381 (дата обращения: 23.12.2024).