Заочные электронные конференции
 
     
Современное медиаобразование в Казахстане: проблемы и перспективы
Велитченко С.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Современное медиаобразование в Казахстане: проблемы и перспективы

Общемировые тенденции развития масс-медиа поставили новые задачи перед специальным журналистским образованием. Республика Казахстан с ее многовекторной системой СМИ здесь не исключение. Для продвижения демократических реформ в стране, формирования правового государства, дальнейшего развития независимых СМИ адекватное обучение журналистов играет особую роль.

С самого начала своего возникновения журналистика нуждалась в профессиональных кадрах. И потому у специального образования -тоже своя история, не менее богатая, чем существование самих масс - медиа. Образование журналистов имело различные направления: «гуманитарно – демократическое» в эпоху Просвещения, «авторитарную теорию» 17-18 веков в Европе, «теорию социальной ответственности» ХХ века в США, «советскую» концепцию творчества, «прецезионную журналистику» 80-х годов, и, наконец, «новый журнализм» конца ХХ – начала нынешнего веков. Однако в современный период проблемы подготовки журналистов приобрели особое звучание, можно даже сказать, выдвинули еще одно направление журналистского образования - «техноинформационное». В самом деле, создание мультикультурного информационного общества формирует новые пути, технологии, методы распространения информации. Глобальное развитие электронных и сетевых СМИ диктует жесткую конкуренцию как среди сотрудников масс - медиа, так и самих средств массовой информации.

Совершенно очевидно, что образование в современный период становится отраслью хозяйства. То есть основным ресурсом развития экономики является человеческий фактор – больше всего ценится личность, которая может открыть, создать что- то новое в производстве, науке, культуре и т.д. И потому важнейшая миссия высшего образования в Казахстане – подготовка поколения высоконравственных, интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов- граждан Республики Казахстан. Перед системой высшего образования сегодня встают принципиально новые задачи, главную из которых обозначил Президент РК Н.А. Назарбаев в инициированном им национальном проекте "Интеллектуальная нация – 2020: «воспитание казахстанцев в новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом»1.

Проект «Интеллектуальная нация» должен учитывать три потенциальных момента: рождение новых решений, технологий и инноваций; информационная революция; духовное воспитание молодежи. Казахстан сегодня имеет достаточно возможностей, чтобы занять достойное место в сфере подготовки конкурентоспособных на мировой арене специалистов. В решении этой стратегической задачи важнейшее место принадлежит ведущему и крупнейшему вузу республики - Казахскому Национальному университету имени аль-Фараби, который должен не только стать локомотивом развития системы высшего образования страны в соответствии с современными международными требованиями, но и вносить весомый вклад в развитие общества - науки, культуры, духовности, социальной сферы, инновационной экономики.

Образование в современный период не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей. Оно должно менять отношение человека к окружающей его социальной, культурной и географической среде, обеспечивать пригодность человека к деятельности в меняющихся условиях труда и производства, способствовать формированию гибкого мышления и установок на диалог и сотрудничество. Помня о том, что университеты всегда являлись опорными социокультурными точками исторического процесса, мы должны воспитать будущего специалиста способным рассматривать свою деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, с позиций мирового сотрудничества и сближения народов и культур. Одновременно духовное пространство университетской среды сегодня должно быть насыщено национальными приоритетами: идеями патриотизма, государственности, высокой духовности, ценностями труда и служения на благо Отечества, традициями этнической и религиозной терпимости, открытости другим культурам. «В этом контексте возрастают роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества и являющихся важнейшими факторами и базой экономической мощи и национальной безопасности страны», - отмечено в Концепции развития образования Республики Казахстан1. В свою очередь изменения в системе общественных отношений воздействуют на образование и требуют от него мобильности и адекватного ответа на вызовы нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом. Понятно, что творческий потенциал персонала может раскрыться только там, где созданы необходимые для этого условия. Их формирование возможно только в атмосфере единого ценностного поля и климата доверия. Освоение международного опыта вовлечения персонала, управления качеством и создание казахстанской национальной системы, стимулирующей осуществление оптимального стандарта на практике, - задача из разряда остроактуальных. Ее решение позволит Республике Казахстан эффективно осуществить задачи интеграции в мировое сообщество, в том числе – и в области высшего образования.

Необходимо также отметить, что журналистика сегодня представляет собой очень важную профессию, потому что журналисты являются основными производителям содержания, контента. Как отмечает профессор МГУ Я.Н.Засурский, «конвергенция в сфере информационных технологий привела к тому, что все выражается в определенном содержании. Борьба за производство и распространение информации становится очень серьезной и требует все больше профессионалов».1

Факультет журналистики КазНУ имени аль-Фараби – ровесник университета - ведет классическую подготовку профессиональных кадров для СМИ РК. Студенты журфака получают фундаментальное образование на базе гуманитарных предметов, приобретая одновременно практические навыки. В арсенале преподавателей нашего факультета – современные технологии печатных, электронных СМИ, виртуальной журналистики. Однако при всем богатстве инновационных технологий будущие журналисты часто не умеют делать самого главного - добывать, осмысливать, обобщать и выдавать факты. Более того - молодые журналисты не умеют справляться с осмыслением информации. Именно поэтому аудитория часто имеет дело с непроверенной информацией, скандальными, «жареными» фактами, преждевременными выводами и так далее. Из-за отсутствия осмысления событие раздувается, ему придается ненужный эффект, возникает негативный общественный резонанс. В итоге делается вывод о непрофессионализме журналистов…

Необходимо отметить, что журналистов сегодня волнует чрезмерный субъективизм дискурса. Он проявляется в том, что журналист вместо объективного описания ситуации начинает заниматься «монтажом фактов», а то и саморекламой, промоушном собственного имени. Известно, что общественный смысл журналистики проявляется прежде всего в информационной насыщенности изложения. Информированность - получение «необходимой и достаточной» информации для верной социальной ориентации и принятия адекватных решений каждым человеком в самых разных сферах жизни. Следовательно, требуется жесткая увязка свободы журналистики с правом на информированность аудитории. Безусловно, особую важность функция информирования приобретает на этапе перехода к «информационному обществу». За «информационным обществом» стоит и новый виток эволюции цивилизации, и переход к новым телекоммуникационным технологиям, и определенный этап развития общества, когда информация становится одной из основных ценностей в жизни людей. И потому деятельность журналиста направлена не только на познание и описание объекта реальной действительности, но и на выявление его значения. На всех этапах создания текста (возникновение замысла - сбор информации - обработка – текстовое изложение – редактура изложения в соответствии с действующими форматами) журналист обязательно находится в ситуации ценностного осмысления объекта его деятельности.

Думается, сегодня настал момент, когда студентов журфака необходимо обучать именно индивидуально - дифференцированному подходу к обработке факта, с учетом мышления студента, его ценностных ориентаций, возможностей мышления. Как отмечал Л.С.Выготский, обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития.

В своей актовой лекции в КазНУ имени аль-Фараби Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил первостепенную задачу современной системы образования – «подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках». А КазНУ назван главой государства в числе главных вузов страны, призванных стать «становым хребтом» отечественного высшего образования»1. Это накладывает на преподавателей факультета журналистики особую ответственность – ведь мы, по существу, готовим кадры для идеологических структур государства. И очень важно, чтобы «работники пера и микрофона» были достойной составляющей «Интеллектуальной нации -2020».

_____________________________________________________________

Список литературы

  1. Ворошилов В. Журналистика//Курс лекций М. - 2008

  2. Засурский Я.Н. Образование- оружие четвертой власти. www.isu. Ru

  3. Концепция развития образования Республики Казахстан//Казахстанская правда, 2007

  4. Назарбаев Н.А. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее// Лекция в КазНУ им. аль- Фараби. - Алматы, 13 октября 2009

  5. Назарбаев Н. А. Интеллектуальная нация – 2020. www.akorda.kz

1 Назарбаев Н. А. Интеллектуальная нация – 2020. www.akorda.kz

1 Концепция развития образования Республики Казахстан//Казахстанская правда - 2007

1 Засурский Я.Н. Образование- оружие четвертой власти. www.isu. Ru

1 Назарбаев Н.А. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее// Лекция в КазНУ им. аль- Фараби. - Алматы, 13 октября 2009 г.

Библиографическая ссылка

Велитченко С.Н. Современное медиаобразование в Казахстане: проблемы и перспективы // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7262 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат