Диагностика и анализ исследовательской деятельности преподавателя.
Научный анализ учебной деятельности преподавателя вуза.
Качество преподавательской деятельности в вузе зависит от шести факторов: статуса вуза как научного и учебного центра, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями, уровня профессиональной культуры преподавателей. Последний фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве критериального показателя развития и саморазвития вуза.
В современной вузовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студенчества и он выступает потенциалом роста вуза.
Однако серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в вузе пока еще нет. Только в психологии имеется ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя вуза, где рассматриваются отдельные показатели педагогической культуры преподавателя вуза, требования к личности преподавателя, его профессиональной компетентности. В той или иной мере определились некоторые общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя вуза, которые включают:
-высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности;
-соотношение теории и фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний;
-качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их соответственными авторскими методиками;
-мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы;
-отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др.
В целом наука подходит к тому, что целостная личность преподавателя вуза является основным фактором роста его профессиональной культуры.
Преподаватель вуза - прежде всего представитель определенной культуры, ее служитель, деятель, создатель; поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно - человек высокого уровня воспитанности и как таковой обладает ведущими свойствами современного человека: гражданственностью, гуманистичностью, демократичностью, трудолюбием. В качестве ученого-мыслителя, представителя науки он является мастером-профессионалом своего дела, методистом, организатором, эрудитом. Как коллеге, преподавателю вуза свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность к себе.
Высшее образование служит обновлению культуры, поэтому так важны качества личности преподавателя как инноватора: чувство нового, восприимчивость к новому, способность к творчеству, потребность в обновлении своего дела в целом.
Все блоки личностных характеристик преподавателя вуза выходят на одни и те же интегративные качества, которые и выступают основными объектами анализа и оценки его преподавательской деятельности.
Ответственность - основной интегративный показатель мастерства преподавателя вуза. В нем проявляются и концентрируются все качества личности. Гражданственность проецируется на ответственность через законопослушание, умение анализировать и принимать чужие позиции, точки зрения (демократичность), думать о будущем своего народа (гуманизм), проявлять готовность своим трудом служить обществу (трудолюбие). Этическое кредо человека культуры: человек в такой мере гражданин, в какой он ответственен перед обществом за свой труд, кроме того, он представитель культуры в такой мере, в какой создает ее своими усилиями для своего отечества и истории.
Ответственность содержит следующие показатели ее сформированности:
-честное, добросовестное выполнение служебного и гражданского долга;
исполнительность в выполнении законов, устава вуза, директив, реализации служебных прав и обязанностей;
-самостоятельность в преподавательской деятельности и научной работе, способность ставить перед собой посильные задачи и добиваться их решения;
-инициативность в совершенствовании вузовского обучения и своего профессионального роста;
-умение подчиняться решению большинства, даже при несогласии с ним, но при этом готовность изменить это решение демократическим путем;
-самоконтроль и самодисциплина на службе, требовательность к себе и другим.
Несомненна связь всех характеристик преподавателя вуза с ответственностью. Это качество проявляется в служении делу, высоком профессионализме, требовательности к себе, трудовой дисциплине и самодисциплине. Таким образом, ответственность есть реальное проявление всех качественных характеристик преподавателя вуза.
Профессиональная компетентность - следующий критерий, характеризующий преподавателя вуза. Как гражданин, человек он служит обществу и делу, которому отдает себя, свой опыт и способности. Как мастер своего дела он, несомненно, должен разбираться в преподаваемой науке, педагогике и психологии обучения и воспитания. Он возвышает до эталона, образца будущую профессию студентов, активизирует их учебную и иную деятельность как организатор. Как ученый он проявляет достаточную информированность по своему учебному предмету, организует сам исследовательскую деятельность студентов. Он же является экспериментатором и новатором, когда совершенствует методику вузовского обучения, осваивает новые дидактические технологии. Таким образом, профессиональная компетентность преподавателя вуза реализует все его качества как человека, мастера своего дела, ученого-мыслителя, новатора.
Готовность и потребность во взаимопонимании и сотрудничестве - также важнейшие критерии мастерства преподавателя вуза. Психология и педагогика высшего образования четко сформулировала основные постулаты эффективности работы преподавателя: наличие социальной цели, научной организации труда преподавателей и студентов, единые педагогические позиции и требования в коллективе вуза, кафедры, единый стиль общения, выполнения всеми преподавателями и студентами устава вуза, прав и обязанностей. При этом важно, чтобы каждый преподаватель вуза проявлял добрую волю, желание сотрудничать с коллегами, помогать друг другу, искать новое и сорадоваться успехам других. Данные критерии включают:
-самокритичность, объективная самооценка личных качеств и результатов своей деятельности;
-требовательность к себе как профессионалу и человеку;
-чувство нового, способность определить направленность совершенствования своего труда, создать новую концепцию обучения;
-самоисследование своего труда и творческое отношение к нему;
-умение работать над собой в различных областях деятельности.
Готовность и потребность в сотрудничестве характеризуется такими признаками:
-знанием психологии и особенностей своих коллег по работе;
-умением вести дискуссии, вырабатывать общие позиции в общем деле;
-пониманием, применением, реализацией полезных для дела чужих инициатив и предложений;
-способностью искать, находить и использовать сторонников в задуманном деле;
-умением использовать опыт и способности своих коллег для решения задач обучения и воспитания студентов;
-критикой оценки их личности и результатов их работы.
Активная реализация имеющихся условий для своего профессионального роста проявляется в следующих признаках:
-постоянные занятия преподавателя самообразованием;
-участие в конференциях, симпозиумах по вузовской психологии и педагогике;
-выступления на методологических семинарах, курсах повышения квалификации, встречи с работниками образования;
-выступления на кафедрах по совершенствованию обучения и воспитания студентов;
-публикация статей о методике преподавания в вузе;
-методические рекомендации студентам по самостоятельной работе;
-создание методических рекомендаций для студентов по их активизации и творчеству.
Таким образом, вычленяются основные объекты научного анализа учебной деятельности преподавателя вуза, которые реально охватывают всю объемную совокупность требований к специалисту и как к члену общества, и как к ученому, и как к профессионалу, обучающему студентов, и как к творцу нового в своем деле.
На базе разработанного подхода была создана программа диагностики и карта-характеристика личности преподавателя вуза, основывающаяся на выделенных выше критериях качества труда преподавателя вуза. Это предельно важно при аттестации кадров, проведении конкурсов на замещение вакантных должностей, присвоении ученых званий преподавателя, ассистента, доцента и профессора.
Указанные критерии и показатели, их проявления в реальной практике служат основанием для создания системы анализа профессионального уровня преподавательских кадров. Она включает в себя: Карты профессиональной самооценки преподавателя, в которых сами работники вуза отмечают критерии и показатели, устойчиво проявляющиеся в их деятельности. На основе анализа полученных данных, обработанных стандартными методиками, составляется план работы кафедры по совершенствованию профессионального мастерства преподавателей.
Стандартные оценки профессионального мастерства членов кафедры. Они предполагают два варианта: по ведущему признаку каждого из вышерассмотренных критериев или по взаимным оценкам членов кафедры по ним же, после чего ведущие члены кафедры отмечают наличие или отставание каждого из показателей.
Психологические тесты для преподавателей по вопросам профессиональной культуры, где ответы преподавателей характеризуют их позицию и установки.
Социологические опросы среди студенчества по указанным критериям, в которых каждый из опрошенных указывает на присуждение преподавателем номинации по следующим категориям:
-гран-при номинация "Алмаз" по всем критериальным показателям,
-лучший молодой преподаватель по номинации "Восходящая звезда",
-лучший опытный преподаватель по номинации "Мастер",
-лучший компетентный преподаватель по номинации "Эрудит",
-лучший преподаватель-вдохновитель, оптимист по номинации "Радость студента",
-лучший организатор и талантливый педагог вуза по номинации "Ответственность",
-лучший знаток студенческой души по номинации "Друг студенчества".
Все указанные методики применяются в комплексе и одновременно позволяют преподавателям объективно оценивать себя, свою работу, свой статус, свое место в коллективе. Процедура исследования такова.
Научная часть института на совещании заведующих кафедрами раскрывает цель и задачи обследования, знакомит их с критериями и показателями, по которым проводится анализ деятельности преподавательского состава. Четко, в инструктивном ключе или памятке указывается следующее: если все признаки качества наличествуют, присуждается 5 баллов, если их на 1 - 2 меньше - 4 балла, если фиксируются только основные признаки - 3 балла, если меньше трех признаков ставится 0. Это удобно для математической обработки данных и выявления среднего балла профессиональной компетентности кадров. На данной основе кафедра планирует свою работу по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей, планы самообразования и повышения квалификации.
Между тем активное сотрудничество преподавателей и студентов в учебной и исследовательской работе является одним из ведущих стимулов профессионального роста преподавателя вуза. Когда речь идет о качественной характеристике преподавательской деятельности, естественно говорить о качестве успеваемости. Что интересно, она во всех вузах приблизительно равнозначна по цифрам (до 30 - 35 % студентов имеют текущие и сессионные оценки 5 и 4 балла). Однако эти оценки отнюдь не равнозначны. Контрольные работы, которые по единым темам и заданиям проводились среди студентов, разительно отличаются.
Личность преподавателя формируется сегодня больше во взаимоотношениях с коллегами, чем во взаимодействии со студентами. Преподаватель вуза совершенствуется в двух направлениях: "Я и наука" и "Я и студенты". Точнее всего его представления о себе как ученом, поэтому репрезантивность данных о себе в этой сфере более адекватна, чем мнение о себе в отношении к студенчеству. Здесь чаще всего господствует завышенная самооценка и попечительская позиция.
Сближение позиций преподавателя как работника науки и как воспитателя будущих профессионалов происходит по следующим направлениям:
-целевая установка преподавателя на свой предмет постепенно заменяется ориентацией на воспитание личности будущего специалиста-профессионала;
-изменяется позиция преподавателя "Не я должен передавать студенту максимально нужную информацию, а он сам должен сказать себе: "Это я обязан учиться тому делу, которому хочу заниматься профессионально, это надо для меня"";
-нужно извлечь из вузовской жизни все необходимое для самосозидания, самотворчества;
-наступило время открытости духовного мира преподавателя: студенты должны видеть все ценные стороны преподавателя и все его недостатки, оценка студентами преподавателя должна совпадать с его самооценкой.
Перспективы нового качества вузовского образования совпадают с критериями качества преподавательской деятельности. Это дает надежду на серьезное реформирование современной высшей школы.
Полученные данные свидетельствуют, что качество научного исследования и сам процесс исследовательской работы сущностно едины. Преподавательская деятельность в вузе оказывается тесно связанной с процессом достижения результатов исследовательской деятельности. Поэтому качество вузовского образования определяется взаимосвязью научно-исследовательской, методической работы с практической деятельностью кафедр по совершенствованию процесса образования и компетентностью педагогических кадров.
Приоритет исследовательской работы в вузе над учебной и методической подтвержден результатами данного исследования. По отношению к учебному процессу она служит обновлению содержания образования и его совершенствованию за счет новых научных идей и концепций. При этом обогащается профессиональная компетентность преподавателей, которая, в свою очередь, влияет на учебную деятельность студентов. Становится реальным и полноценным исследовательский подход к обучению и воспитанию. Студент все чаще занимает позицию исследователя и реализатора новых научных идей, у него формируется исследовательский подход к жизни, к труду, к своей профессии.
В аспекте взаимосвязи с методической работой кафедр исследовательская деятельность помогает выработать общие позиции по отношению к совершенствованию вузовского процесса обучения, способствует адекватному анализу и оценке качества любой деятельности человека, в том числе преподавательской деятельности. Исследовательская работа на кафедре повышает статус кафедры преподавателей института, в результате чего повышается значимость каждого учебного предмета.
По отношению к административной, организационной и другой управленческой деятельности научно-исследовательская работа способствует глубокому анализу, коррекции и качественному изменению стиля и научной атмосферы вуза. Все это повышает педагогический потенциал последнего и создает благоприятные предпосылки для реформирования высшего образования.
В условиях научно-аналитического подхода ко всем сторонам жизни вуза в полной мере проявляется индивидуальность преподавателей и студентов.
Реализация философской и психологической теории субъектности в условиях исследовательского стиля деятельности вуза приводит к формированию "Я-концепции" преподавателя и студента, что в первую очередь отражается на всевозрастающей познавательной активности студентов и творческом стиле работы преподавателя вуза.
Если исходной в вузовской реформе становится исследовательская работа преподавателя, то на ее основе и должна осуществляться аттестация педагогических кадров, а также аккредитация вузов. Тогда рост профессиональной культуры будет зависеть от научно-исследовательского подхода, причем, одновременно устанавливается логическая последовательность аналитического и диагностического подходов к профессиональной культуре преподавателя: вначале осуществляется анализ учебной деятельности с позиции теории учебного процесса и положений современной дидактики, самоанализа преподавателем его учебной работы с позиции психологии мышления, логики познавательного процесса аксеологического подхода. Научно-исследовательская и преподавательская деятельности связываются между собой через методическую работу кафедр и преподавателей.
Литература:
Кузнецова, А. Я. На пути к личностно-ориентированной технологии обучения в педагогическом вузе / А. Я. Кузнецова // Философия образования для XXI века. – 2002. – № 4. – С. 158–162 (0,5 п. л.).
Кузьмина, Н В Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина ; Ленингр. гос. ун-т. - Ленинград : ЛГУ, 1970. - 115 с.
Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству : книга для учителя / Н. В. Кухарев. - Москва : Просвещение, 1990. - 159 с.
Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе : пособие для учителей и руководителей школы / М. М. Поташник. - Москва : Центр педагогического образования , 2009. - 448 с. - (Образование XXI века).
Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения : проблемы и суждения / М. Н. Скаткин ; Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1971. - 207 с.
Библиографическая ссылка
Зайдинова А.Т.,Кузнецова А.Я. Диагностика и анализ исследовательской деятельности преподавателя // Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученных "Современные проблемы теории и практики образования".
URL: http://econf.rae.ru/article/7217 (дата обращения: 22.12.2024).