Форум проектов как результат апробации нового метода обучения проектной деятельности.
(Макарова Е.Е. директор, Суркова Н.А. исполнительный директор
Международного центра новых технологий образования «Ева-форум»
г. Петропавловск, РК )
С 2010 го по 2013 год на базе образовательных учреждений г. Астаны мы инициировали и реализовали проект «Форум проектов как специально созданное организованное пространство культивации и развития жизнеспособных идей». Проект осуществлялся при поддержке Негосударственного образовательного учреждения Открытый молодёжный университет, РФ СФО г. Томск, официального партнёра Сколково по реализации программы «Малый инновационный лифт» и Управления образования г.Астаны
Являясь непосредственными авторами и исполнителями проекта, в данной публикации мы освещаем основные положения разработанной нами в процессе реализации проекта методики, которая дала эффективные результаты.
Организация Форума проектов, как специально созданного пространства культивации и развития жизнеспособных идей, решает проблему отсутствия единой динамичной системы критериев оценки проектной деятельности и проектов в образовательном пространстве. Определение способов организации, ресурсов и инструментов проектной деятельности, а также договорённость о единой системе критериев её оценки, позволяет педагогам эффективно решать свои профессиональные задачи. Поскольку кризис современной системы образования прослеживается в столкновении прямо противоположных требований ко всем её субъектам, Форум проектов снимает значительную долю тревожности субъектов, придавая смысл направленностью и востребованностью деятельности. Противоположность мы отмечаем в столкновении требований от руководства и учителей высоких результатов ЕНТ, с одной стороны и требований внедрения методов компетентностного подхода – с другой. При этом отличительной чертой компетентностного подхода является отношение к учебным действиям. В отличие от знаниевого подхода, где они осуществляются по готовым образцам и, как результат мы получаем знания, умения и навыки, в компетентностном подходе основой содержания служит оптимальная информация в творческой деятельности по моделям профессий. Соответственно, в результате знаниевого подхода мы получаем рекомбинации заученных способов действий, а продуктом компетентностного подхода выступают профессиональные навыки и способность импровизировать, применяя их при изменяющейся ситуации.
Организация Форума проектов по существу представлена в методике организации результативной проектной деятельности. Способы организации образовательного процесса, объединённые в создании метапредметного образовательного пространства на основе компетентностного подхода, интегрированы в целом: среднем, специальном профессиональном и высшем образовании. Компетентностный подход соотнесён с процессным подходом в области реализации специальных компетенций в реальном экономическом пространстве.
Финансирование Форума проектов осуществляется в рамках годового бюджета на реализацию проекта развития ИТ-образования в Республике Казахстан, НОУ «ОМУ». Проект и бюджет были одобрены на рассмотрении руководства НОУ ОМУ в декабре 2010г. Общий освоенный бюджет успешно реализованного проекта составил более 1млн рублей.
Основные тезисы методики организации Форума проектов кратко изложены в Положении о Форуме проектов, которое мы частично освещаем в данной статье:
« … способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки учащихся… …Форум проектов.Так называется блок регионального фестиваля «Цифровой Бум», во время которого участники – представители команд на протяжении трёх лет демонстрируют и защищают свои проекты, декларируя свои компетенции в применении к определённой сфере жизни и деятельности человека. Название состоит из 2х слов, определяющих смысловую нагрузку блока: «Форум» здесь подразумевает не только прямое орфографическое значение – «массовое собрание, съезд», а, главным образом, обращается к этимологии. В Древнем Риме Форум – это площадь, где сосредоточивалась общественная жизнь города. «Проект» Современный толковый словарь ПРОЕКТ (от лат . projectus, букв. - брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план. Таким образом, смысл Форума проектов для участников состоит в том, чтобы, максимально используя разные компетенции (в межпредметной связи объединённые IT-компетенциями для создания презентационной версии) - представить на форум свою идею и защитить её – то есть доказать её жизнеспособность. Цель Форума проектов в широком смысле, заключается в создании, в организации пространства, в котором культивируются жизнеспособные идеи.
Жизнеспособность проекта определяется соответствием критериям, по которым проект оценивает компетентный совет, в состав которого входят эксперты – представители основных сфер проектных компетенций.
Критерии оценки проектов определяются, утверждаются и ежегодно пересматриваются организаторами форума.
Состав совета Форума проектов определяется, утверждается и работает на Форуме на основании принятого решения финансирующей организации.
В составе совета Форума проектов в 2012году:
1. методист центра информатизации Управления образования г. Астаны. РК.
Сфера компетенций: IT-технологии, IT-образование, политика образования.
Сфера деятельности: образование, управление образованием.
2. Ведущий специалист по международному сотрудничеству Открытый молодёжный университет. РФ., автор проекта.
Сфера компетенций: психология, педагогика, менеджмент, маркетинг, философия образования.
Сфера деятельности: образование, наука, культура и искусство, психологическое и орг. консультирование, мониторинг и экспертиза.
3. Со-основатель и партнёр консалтинговой группы «Интеллектуальные инвестиции», региональный партнёр компании «Альт-Инвест»,
региональный представитель «Нового издательства» (журналы «Новый менеджмент», «Новый маркетинг»), лауреат международных конкурсов бизнес-планирования и инвестиционного проектирования, директор компании «ТИБ-Инвест», независимый финансовый эксперт, консультант по управлению финансами.(РФ).
Сфера компетенций: экономика, экономика образования, бизнес-образование, консалтинг.
Сфера деятельности: бизнес, образование, наука, бизнес-консультирование, мониторинг и экспертиза. - председатель жюри.
Концепция проектной деятельности участников Форума проектов (в формате базовых установок совета – как ориентиров при оценивании проектов Форума).
Проект – это авторский интеллектуальный продукт учащегося, представляющий собой идею (замысел),
обладающую научной/социальной/культурной/образовательной или экономической ценностью (миссия)
при условии реализации этой идеи в соответствующей сфере жизни и деятельности человека.
При разработке проекта, при подготовке к защите на Форуме и в процессе защиты участник должен чётко различать ключевые понятия проекта:
идея (что новое будет сделано или сделано-апробировано им как автором)
миссия (какие произойдут изменения в лучшую сторону в жизни людей и(ли)
в них самих в результате реализации идеи)
жизненный цикл проекта (сколько на это – (на реализацию) потребуется или
потребовалось времени, т.е. за какой срок получается результат)
результат (все желаемые в миссии и предполагаемые в цели проекта изменения,
выраженные в единицах измерения).
Ключевые понятия перечислены в последовательности, соответствующей ценностным приоритетам Форума.
Критерии оценки проекта
Название
Проекта/автор/ Команда школы
Наличие расчёта экономической эффективности проекта
Сфера реализации идеи (направленность проекта)
Срок действия (жизненный цикл) проекта
Степень сформулированности декларируемой идеи
(насколько ясно, что сделано/будет сделано и какими средствами выражено)
Ценность идеи
(новизна, привлекательность, масштаб)
Степень сформулированности миссии декларируемой идеи
(насколько ясно, для чего – с какой целью сделано/будет сделано)
Ценность миссии идеи
(эффект созидания: масштаб и характер предполагаемых изменений в развитии заявленной сферы; предполагаемый эффект от реализации в единицах измерения проекта, актуальность: потребность реализации идеи в заявленной сфере)
наука
образование
культура
экономика
социум
1.
2.
3.
Описание критериев и регламенты оценки по критериям
(руководство для работы совета Форума проектов)
1.Название проекта/автор/ Команда школы.
2.Наличие расчёта экономической эффективности проекта (основы бизнес-планирования)
3. Сфера реализации идеи (направленность проекта)
4. Срок действия (жизненный цикл) проекта
5. Ценность идеи (новизна, привлекательность, масштаб)
Насколько ново, красиво и масштабно то, что автор придумал сделать для получения результата- для миссии что-то изменить к лучшему в какой-то сфере жизни человека.
6. Степень сформулированности декларируемой идеи
(насколько ясно, что сделано/будет сделано и какими средствами выражено)
7. Ценность миссии идеи
(эффект созидания: масштаб и характер предполагаемых изменений в развитии заявленной сферы; предполагаемый эффект от реализации в единицах измерения проекта, актуальность: потребность реализации идеи в заявленной сфере)
8. Степень сформулированности миссии декларируемой идеи
(насколько ясно, для чего – с какой целью сделано/будет сделано)
1-5бб: соответствие названия проекта идее и/ли миссии
0-1бб: присутствие/отсутствие в материалах проекта ФИО автора
0-1бб:
присутствие/отсутствие в материалах проекта № и названия школы/города
0-30 бб:
Отсутствие/наличие расчётов
( в виду того, что на РЦБ2 пройдёт МК по расчёту экономической эффективности проекта), в дальнейшем будет учитываться и качество расчётов)
Оценивается понимание автором – в какой области человеческой деятельности реализуется его проект:
1-5бб
Уровень погружения в интересы и потребности сферы
1-10бб
Направленность проекта на соответствующую целевую аудиторию
1-10бб
Оценивается понимание автором того, что у проекта есть жизненный цикл, окончание которого обозначено конкретной датой, когда будет получен результат, обозначенный в цели проекта как эффект от произведённых целенаправленных действий по реализации идеи.
1-10бб
Оценивается степень новизны самой идеи (конкретные действия проекта – способ, с помощью которого планируется достижение цели проекта – каких-то прогрессивных изменений, улучшений в сфере действия проекта)
1-50бб
Степень привлекательности самой идеи
Насколько эти конкретные действия/деятельность, которые приводят к результату проекта, «цепляют» - насколько они интересны, пробуждают положительные эмоции, насколько их хочется делать.
1-50бб
Оценивается:
Текст презентации/защиты:
- подбор понятий, точно выражающих смысл идеи
1-10бб
- компетентность и привлекательность выступающего
(излагает доступно
1-5бб, выразительно
1-5бб, эффект диалога с целевой аудиторией
1-10бб, связь текста выступающего с презентационными материалами
1-10бб
- использование ITтехнологий в подготовке презентации:
Разнообразие 1-5бб
Уровень сложности
1-5бб
Качество выполнения
1-5бб
Оценивается –
Насколько обширна целевая аудитория, для которой произойдут позитивные изменения в результате реализации проекта
1-50бб
Насколько сильный эффект позитивных изменений в жизни целевой аудитории и в самих людях от результатов реализации проекта:
1-50бб
Насколько заявленная сфера проекта нуждается в этих изменениях
1-50бб
Оценивается по аналогии с оценкой п.6:
Текст презентации/защиты:
- подбор понятий, точно выражающих смысл миссии
1-10бб
- компетентность и привлекательность выступающего
(излагает доступно
1-5бб, выразительно
1-5бб, эффект диалога с целевой аудиторией
1-10бб, связь текста выступающего с презентационными материалами
1-10бб
- использование ITтехнологий в подготовке презентации:
Разнообразие 1-5бб
Уровень сложности
1-5бб
Качество выполнения
1-5бб
Описание критериев и регламенты оценки по критериям
(руководство для подготовки участников Форума проектов
в формате памятки участника Форума)
Памятка участника Форума проектов.
Уважаемые участники Форума проектов!
Первое, что необходимо иметь для того, чтобы получился настоящий – стоящий проект, это ВАША АВТОРСКАЯ ИДЕЯ. Это – начало проекта.
Об идее:
Вы – молодой человек или девушка, живущие в XXI веке. У Вас есть собственные пристрастия, интересы, увлечения и есть багаж знаний. Вы растёте и развиваетесь. Вместе с Вами растут и развиваются все Ваши интересы, увлечения, знания, ценности, мечты, желания и цели. Живя в мире, Вы его изучаете. Изучая этот мир, пользуясь своими знаниями, Вы однажды придумываете какое-то новое решение. Вы придумываете, как можно сделать что-то НОВОЕ (очень для Вас захватывающее, интересное и, главное – новое состоит в том, что это ТО или ТАК, ЧТО или КАК до Вас никто ещё не делал!). Например, новая форма электронного дневника, новый сайт общения в социальных сетях, новый «навигатор» для гостей Вашего города, виртуальный музей роботов, новая музыкальная библиотека или способ наиболее эстетично и полезно оформить кабинеты в школе………ИДЕЯ!!! И это ВАША ИДЕЯ!!!!
О миссии:
Ещё (кроме Ваших интересов, знаний и идеи) у Вас есть ценности – самые важные принципы, правила, качества людей, событий и вещей в мире, которые Вы принимаете как свои личные. И теперь ИДЕЮ нужно соотнести со своими ценностями. Это делается просто – Вы просто отвечаете себе на вопрос – А ЗАЧЕМ, ДЛЯ ЧЕГО МНЕ делать эту идею живой?
Честный ответ самому себе может удивить, обрадовать или огорчить, а может быть ожидаемым. Ну, например, мне понравилось, что я себе ответила: «Чтобы одноклассник, который мне нравится, меня заметил и стал интересоваться». Например, ответ мне понравился, потому что получается, что моя ценность, например, влюблённость. А, если ответ: «чтобы Петров – отличник наш вечный понял, кто, на самом деле, умный». Мне понравилось не очень…. Нельзя сказать о том, что это не важно – ведь это то, что Вы узнаёте о себе. Но это точно не важно для Форума проектов, потому что мир – он безличен и ему до личности автора дела нет, миру нужны ИДЕИ! В общем, если Ваш ответ на Ваш же вопрос Вам не понравился, обратитесь к другу, к психологу или сами попробуйте с собой разобраться – обязательно разберитесь, но это уже не про ИДЕЮ проекта, это – немного другое. А в работе над проектом на этой стадии главное – что Ваш ответ оставил живым желание воплотить ИДЕЮ! Чтобы стать живой, она должна воплотиться – то есть, стать достоянием других людей (безусловно, при Вашем авторстве).Поэтому, следующий этап – сопоставить ИДЕЮ и, главное, РЕЗУЛЬТАТ, который получится, когда Вы её воплотите с ценностями людей в той сфере, где она может реализоваться. Например: идея состоит в создании нового сайта общения по каким-то интересам, тогда это – социальная сфера или сфера тех интересов, которые связывают этих людей, ценность результатов их общения. Нужно так ответить на вопрос (ЗАЧЕМ ЭТО ЛЮДЯМ В ЭТОЙ СФЕРЕ и СФЕРЕ ВООБЩЕ?), чтобы ответ Ваш совпал с их интересами и с тем, чего они хотят – они же общаться будут!. Например: ЭТО БУДЕТ ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО И НА ЛЮБИТЕЛЬСКОМ УРОВНЕ ИНТЕРЕСУЮТСЯ СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ и, В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ ОНИ БУДУТ ВЫКЛАДЫВАТЬ РАЗНЫЕ НОВЫЕ РАБОТЫ _ СВОИ И ПОПУЛЯРНЫХ ХУДОЖНИКОВ, ДИСКУТИРОВАТЬ _ КРАСИВО ЭТО ИЛИ БЕЗОБРАЗНО И ЭТО БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ТО, ЧТО В БУДУЩЕМ БУДЕТ СЧИТАТЬСЯ ПРЕКРАСНЫМ, КРАСИВЫМ, НЕ КРАСИВЫМ, КРЕАТИВНЫМ ИЛИ БЕЗОБРАЗНЫМ.
Ответ на этот вопрос - ЗАЧЕМ ЭТО ЛЮДЯМ В ЭТОЙ СФЕРЕ и СФЕРЕ ВООБЩЕ? – это и есть МИССИЯ ПРОЕКТА. То есть, как мы своим проектом влияем на изменения в мире.
Ещё до результата (собственно, чтобы к нему придти) мы во время разработки проекта определяем – как будем реализовывать идею, которая позволит нам выполнять миссию. Мы рисуем ориентиры на карте – намечаем цель, определяем путь и как будем двигаться по этому пути к цели. Этот процесс называется – целеполагание.
Идея – как мечта, существует только в нашей голове. Цель же уже существует, например, в компьютере или на бумаге. Это рисунок, вернее, чертёж мечты. Цель всегда реальна, конкретна, выражена в единицах измерения, доступна и потенциально достижима (сроки). Например, «ДОМ У МОРЯ»- мечта. «КУПИТЬ ИЛИ ПОСТРОИТЬ «ЭТАЖНЫЙ КИРПИЧНЫЙ ДОМ НА БЕРЕГУ ЧЁРНОГО МОРЯ К МАРТУ 2015 ГОДА»
Далее Вы конкретно планируете, как вы будете покупать или строить этот дом. И, если в результате Вы получаете дом, который видели в своём воображении, значит, цель сформулирована правильно, путь достижения, который расписан в плане был выбран точно. Этот проект был жизнеспособен и потому удачно осуществлён.
О результатах:
Результат проекта – это предполагаемые или полученные фактически при апробации качественные и количественные итоговые показатели продуктов деятельности проекта (в стандартных единицах измерения).
Например, результат частично уже описан в предыдущем абзаце про миссию: «В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ ОНИ БУДУТ ВЫКЛАДЫВАТЬ РАЗНЫЕ НОВЫЕ РАБОТЫ _ СВОИ И ПОПУЛЯРНЫХ ХУДОЖНИКОВ, ДИСКУТИРОВАТЬ _ КРАСИВО ЭТО ИЛИ БЕЗОБРАЗНО». Только в проекте надо ещё указать – сколько людей на момент полной реализации проекта входит в сообщество, и описать какие и сколько реальных событий (выставки, дискуссии…) произошло за время проекта, показать – продемонстрировать – какие работы сообщество определяет как предметы искусства, а какие признаны плагиатом или слабой попыткой ремесленника создать шедевр»
Далее в Положении следует раздел «О соотнесении идеи проекта к сфере, в которой он реализован». В данном разделе декларируется конфигуратор Форума в применении к пяти сферам, в которых могут быть разработаны и реализованы проекты участников. В нашу статью мы включаем фрагмент раздела с целью показать, как представлен конфигуратор на примере одной сферы:
«Наука.
Современный толковый словарь: НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки
Научным называется проект, идея которого может рассматриваться как пространство/деятельность по выработке и теоретической систематизации знаний, как поучающее, дающее жизненный опыт с научной точки зрения, носящее исследовательский характер по отношению к предмету исследования.
Целями и задачами научных проектов могут быть:
- совершенствование каких-либо теорий (путём изучения особенностей и факторов формирования, функционирования и развития предметов исследования в определённых условиях),
- разработки методик, методологических и теоретических обоснований,
- проведение сравнительных анализов и построение прогнозов развития чего-либо (аналитическое, прогностическое сопровождение процессов);
- новые подходы к исследованиям;
- изучение объектов с целью создания баз данных информационных ресурсов и пр.
Предметы исследования при этом могут быть совершенно разными – от профессиональных качеств личности (психология: тестирование) и новых форматов социологических исследований (социология) до способа выведения каких-то новых сельскохозяйственных культур (биология, химия)
Результат научного проекта представляет собой научную ценность (определённым образом способствует развитию данной области науки)».
Далее в Положении о Форуме проектов размещён раздел
«Регламент организации и проведения Форума проектов», в котором подробно описан режим работы Форума и правила взаимодействия участников.
«…Проекты презентуются участниками фестиваля - членами команд(ы) - (2 проекта от каждой школы-участника)
в очередности, определённой во время жеребьевки на церемонии Открытия РЦБ.
Автор проекта имеет право ознакомиться с Положением о Форуме проектов.
Автор имеет право выстроить структуру и содержание проекта и защиты проекта на своё усмотрение.
Автор проекта обязан следовать правилам процедуры защиты, представленным настоящим Положением
(определения по жребию порядка выступающих, время защиты с учётом ответов на вопросы, критерии оценки).
Для представления и защиты каждому участнику даётся 10минут (включая время для ответов на вопросы жюри и зала)…»
Выше представленное (не в полном объёме) Положение было сформировано на основании:
выявленных интересов учащихся – участников Форума проектов в 2011году. Авторы и организаторы применили классический метод исследования, наблюдения и проблемно-исследовательский метод. В итоге, когда на первом году реализации проекта организаторы не предъявляли к участникам определённых требований за исключением требований к качеству презентаций своих проектов, были представлены более тридцати учебных проектов школьников. Проекты были представлены в качественных презентациях, демонстрирующих хорошо развитые ИТ-навыки, но по содержанию больше определялись как рефераты по определённым предметам школьной программы. Образование, наука, социум и бизнес – направления, с которыми участники пытались связать свои работы. Однако среди представленных на Форуме защит выявилась острая потребность учителей и учащихся в знаниях о проектах и проектной деятельности.
по итогам проведения анализа первого года реализации проекта, авторы в сотрудничестве с педагогами участников разработали конфигураторы проекта и критерии оценки компетенций участников. Положение было представлено учреждениям – потенциальным участникам Форума как инструмент куратора проекта и участника проекта для качественной подготовки.
Форум проектов 2012 г таким образом, показал, что данное Положение и система подготовки являются инструментами, позволяющими сформировать проектное мышление. На Форум было представлено около тридцати полноценных, действительно авторских проектов учащихся в направлении развития образования, науки, культуры, бизнеса, социальной сферы, получивших высокую оценку экспертов. Представленные проектные материалы и видеозаписи защит участников позволяют считать данную методику эффективной.
Эффективность специалиста на рабочем месте зависит не только от полученного им образования и имеющегося опыта, но и от других факторов. Например, важными компонентами эффективности выступает широкий умственный кругозор и способность к предвидению, развитый эмоциональный интеллекти ряд других показателей личностного развития. Защитить проект на Форуме – это не только сформулировать свою идею, но и доказать её ценность – для себя и для общества, аргументировать её жизнеспособность, отражая порой каверзные вопросы компетентного жюри и оппонентов. Таким образом, в процессе реализации данного проекта мы создаём пространство для формирования основных предпринимательских компетенций, компетенций современного индивидуума, способного полноценно жить и развиваться в сложном современном мире.
Профессионально-ориентированная деятельность в учебном процессе как способ формирования умений, навыков и опыта деятельности в рамках ключевой компетентности, требует распредмечивать конечный продукт обучения на функциональные компоненты, которые можно параллельно или поэтапно осваивать.
С этой целью необходимо оптимизировать содержание учебного курса и уйти от избыточных затрат усилий преподавателя, учащегося и учебного времени путем оптимизации этих усилий. Оптимизация учебного курса начинается с оптимизации содержания обучения.
Обращаясь к научным работам представителей современной философии образования, мы солидарны с авторами в том, что «даже самый изощренный и перенасыщенный техническими средствами процесс только тогда имеет какой-либо смысл, если заранее известно, во имя чего этот процесс осуществляется, каковы его ближние и дальние цели, каким видится ожидаемый результат…».
В 2012 году Форум проектов охватил пять городов Казахстана, в том числе южную столицу. Три проекта участников ГУ КР ШГ № 54 имени И.В. Панфилова г. Алматы заняли призовые места и получили высокие оценки экспертов. Векторы дальнейшего развития идеи Форума проектов определит новый 2013й год. 27-28 марта 2013г в г.Астане в рамках Международного фестиваля учащихся Открытого молодёжного университета «Цифровой Бум» пройдёт уже третий Форум проектов. Кураторами проектов учащихся в процессе разработки и реализации, сопровождающими команд-участников школ на Фестивале выступали студенты волонтёры вузов и студенты, осуществляющие свою деятельность в бизнес-инкубаторах вузов.
Литература
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Востриков А.А. Авторская модель. Монография. Изд-во «Продуктивная педагогика», Томск, 2006, - 218 с.
Практический интеллект / Стернеберг Р.Дж., Форсайт Дж. Б., Хедланд и др.; Пер. с англ. К. Щукина, Ю. Буткевича. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999.
Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). Гершунский Б.С. - М., 1997.-697с.
Библиографическая ссылка
Макарова Е.Е., Суркова Н.А Форум проектов как результат апробации нового метода обучения проектной деятельности // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/7205 (дата обращения: 22.12.2024).