ЦЕННОСТНЫЙ ФАКТОР И СПЕЦИФИКА МИРОВОСПРИЯТИЯ НАРОДА
(НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ)
А. Н. Ткачук, Т. Н. Куренкова, Т. В. Стрекалева, СибГАУ (Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева), Красноярск
В настоящее время исследование культуры, сознания, познания, картины мира, языковой картины мира, системы ценностей, мировидения, мировосприятия и их взаимосвязи является актуальным аспектом в современной гуманитарной науке. Одним из эффективных средств рассмотрения вопросов данного круга является лингвоконцептуальный анализ, поскольку центром лингвокультурного концепта является ценность, а ценностный фактор всегда имеет отношение ко всем перечисленным понятиям.
В современных условиях изучение мирового сообщества, его отношений с глобальными и национальными реалиями стало целью многих научных исследований. Выдающийся философ В. М. Межуев указывал, что глобализация рассматривается не только по модели рынка, но и по модели культуры. Глобализации подлежит только трансляция культур, при этом непременным условием является сохранение особенностей локальных образований [1].
Культура рассматривается как система ценностей, присущая каждому народу, способ мышления и образ действий; как искусственно созданная человеком при помощи языка, мышления и символических значений среда. Культуру конституируют созданные человеком абстракции, такие как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы. Ценностное поле представляет собой необходимую основу, позволяющую людям интерпретировать свой опыт и направлять свою деятельность. В культуре не только находят свое отражение, но и объяснение особенностей поведения, мировосприятия, мировидения, этнокультурная специфика сознания, деятельности того или иного народа.
Центральное положение в культуре занимает религия, тип которой формирует отношение к деятельности, образ мысли, этическое ядро морали народа. Изучение теологических ценностей, этики дает доступ к пониманию особенностей, характеризующих внутреннюю духовную жизнь и поведение их представителей. Освоить культуру, ее ценности невозможно не владея языком, в то же время овладение языком невозможно без усвоения культуры народа. Именно через систему языковых значений человек усваивает систему ценностей, моральные и правовые нормы, определяющие его мировосприятие. В семантическом поле языка находит свое отражение универсальное и этнонациональное, через семантику можно получить доступ как к информации, заложенной в глубинных структурах культуры, так и к пониманию способа мировосприятия народа, к исследованию тех факторов, которые определяют этот способ. Анализ номинативной техники, в частности знаков косвенной номинации, позволяет ученым описать способ мировосприятия того или иного народа, посредством сопоставительного подхода более точно рассмотреть способ концептуализации фрагмента культуры, ценностный фактор.
Язык рассматривается как инструмент познания объективной действительности. О взаимосвязи разума, мировоззрения народа, его характера и языка писал В. фон Гумбольдт: «Язык всегда воплощает в себе своеобразие целого народа, поэтому в нем не следует бояться изощренности, ни избытка фантазии, которые кое-кто считает нежелательными. То, что они дают нам сразу, есть полная, чистая простая человеческая природа, если же мы проникаем в глубины их тайн, в нашу сухую рассудочность врывается свежая струя неувядающей фантазии других народов, заключающих каждое впечатление, которое юный мир дарит их еще не притупившимся чувствам, в оболочку живого и подвижного образа. Изучение языков мира – это также всемирная история мыслей и чувств человечества. Она должна описывать людей всех стран и всех степеней культурного развития; в нее должно входить все, что касается человека» [2].
Ценности – это оценки значимости объектов и явлений для людей, выраженные в нормах, моральных принципах и установках. Ценностные категории лежат в основе формирования интересов и мотивации, придавая им определенную направленность. Система ценностей выступает основой культуры, нормативно определяющей поведение людей. Каждой культуре свойственна определенная степень нормативности. Низкая степень нормативности ведет к дезорганизационным процессам в обществе, избыточная нормативность ограничивает свободу, творчество, что ведет к стагнации. Ценностные ориентации связаны с мировоззрением, нравственными установками. В каждой культуре складываются свойственные ей ценностные и регулятивные парадигмы. Л. Февр о влиянии культурных ценностей на сознание индивида: «В каждом обществе на данной стадии развития существуют специфические условия для структурирования индивидуального сознания; культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода «матрицу» - в ее рамках формируется ментальность. Эпоха, в которую живет индивид, налагает неизгладимый отпечаток на его мировосприятие, дает ему определенные формы психических реакций и поведения, и эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в коллективном сознании…» [3].
В нашем сознании концепт представляет образ того фрагмента действительности, который актуализируется знаком непрямой номинации. Вербальный мир - способ человеческого представления реального мира, детерминированный в итоге его законами. Основная задача, стоящая перед современной когнитивной семантикой, эксплицировать механизмы вербализации мыслительных структур в процессе познания мира. Категоризация состоит из ряда актов принятия решений о присутствии в объекте критических признаков. Концептуальные структуры рассматриваются многими учеными как особый уровень когнитивной организации, который фиксирует индивидуальный вариант модели мира. Простейший способ описания категориальных структур – процедуры иерархического кластерного анализа. Формирование культуры определенного типа определяется тем или иным когнитивным типом мышления. Через лингвокультурные концепты язык связывает людей в этнос. Для каждого народа характерен свой особый способ восприятия мира, картина мира обуславливает менталитет лингвокультурного сообщества. В языковом сознании формируется национально-субъективный образ мира, преимущественно модально-оценочный.Духовно-практическое знание – это система норм в виде образцов поведения и мышления. Лингвокультурный концепт – это фрагмент жизненного опыта народа, зафиксированного в памяти, являющийся лингвистически релевантной для языкового коллектива единицей знания. С точки зрения лингвокогнитивного подхода концепт, являясь ментальным образованием в сознании индивида, имеет выход на культуру. Лингвокультурный подход делает возможным изучение культурных концептов с точки зрения их ценностного компонента. Ценности, высшие ориентиры, определяющие поведение людей, составляют наиболее важную часть языковой картины мира. В реальности такое движение является целостным многомерным процессом. Решение проблемы означивания реалий действительности, их категоризации при помощи языковых знаков представляет по-прежнему исследовательский интерес для современной лингвистической науки. Менталитет народа, говорящего на том или ином языке определяется языковой формой, строем языка, системой категорий.
Таким образом, культура представляет собой ценностно-познавательную систему, которая включает в себя, с одной стороны, знания, зафиксированные в языке в виде понятий, категорий, и структурированные в виде определенных структур, с другой стороны, ценностные установки, определяющие программу деятельности человека.
Таким образом, ценности – это смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность деятельности людей; они лежат в основе оценки предпочтений людей. Вслед за В. И. Карасиком мы придерживаемся того мнения, что в ценностной картине мира находят свое отражение наиболее значимые для данной культуры смыслы, культурные доминанты, совокупность которых детерминирует мировосприятие народа [4]. Ценностная картина мира реконструируется в языке посредством анализа оценочных суждений, соотносимых с правовыми, религиозными, моральными системами и кодексами, а также общепринятыми традициями народов разных стран. Комплекс норм и ценностей, закрепившихся в культуре, составляют ее базовый компонент национального характера. При изучении фрагментов ценностной картины мира народа необходимо исходить из следующих положений: ценностная картина мира включает универсальный и этноспецифический компоненты; этноспецифическая часть ценностной картины мира разных народов в разных языках имеет различную номинативную плотность, разную оценочную квалификацию предметов и явлений, отраженных в языке, различную комбинаторику ценностей. Принимая во внимание данные аспекты, можно определить ценностные парадигмы культур разных народов. Система ценностных ориентаций задают духовный настрой народа, формируют духовную атмосферу. Исследование природы ценностей, источника их продуцирования, способа существования необходимо для рассмотрения проблем, связанных с вопросами мировосприятия и миропонимания народов. Ценностная составляющая концепта (в данной работе концепт рассматривается как единица, принадлежащая и ценностной картине мира народа), ее этнокультурная специфика выявляется посредством картирования соответствующих групп номинативных единиц, их сопоставления, причем самые значимые объекты в жизни народа получают в языке богатую номинацию. В лингвокультурном концепте, как многомерной смысловой структуре национального когнитивного сознания и базовой единицей культуры, наряду с понятийной и образной составляющими, присутствует ценностный компонент. Концептуальный анализ является эффективным средством описания ценностей в общей структуре бытия и как она соотносится данностями определенного народа и его культуры.
Ценностные ориентиры, порождаемые конфигурациями образов и знаний, которые, в свою очередь, эмоционально окрашены, сведения о человеке и его месте в мире, способы познания мира создают картину мира. Все эти компоненты взаимосвязаны, и любые изменения одних компонентов влекут за собой перемены всей системы. Картина мира детерминирует способ мировосприятия народа, являясь его основой, имеет исторически обусловленный характер. Мировосприятие, имея чувственно-образную природу, представляет собой совокупность образов мира, человека, его взаимоотношений с миром. Картина мира формирует систему ценностей народа, представляя собой нечто оси координат, определяющей значимость воспринимаемого содержания субъектом. В картине мира выделяются такие признаки, как масштабность, эмоциональная окрашенность, присутствие света и мрака, прошлого, настоящего и будущего, активность или пассивность человека во внешней среде, что находит свое отражение в естественном языке. Естественному языку соответствует языковая картина мира, представляющая собой определенные представления народа о мире, способ мировосприятия и его концептуализацию. Языковая картина мира – это продукт сознания, произведенный мыслительно-языковой деятельностью, в которой знаки вторичной номинации играют существенную роль.
В языковой картине мира отражены, определяющие способ мировосприятия, духовные ценности определенного языкового коллектива; это представления народа о мире, находящие свое выражение в языковых знаках; это информация о действительности, отраженная в значениях языковых единиц. Такая система взглядов навязывается всем членам языкового коллектива. В соответствии с семантическим законом, духовные ценности народа представлены в языке разнообразной и подробной номинацией.
Литература:
1. Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 408 с.
Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. - С. 349
Февр, Л. Бои за историю. - М.: Наука, 1991. – С. 520
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М.: Гнозис, 2004. – С. 141
Библиографическая ссылка
А. Н. Ткачук, Т. Н. Куренкова, Т. В. Стрекалева ЦЕННОСТНЫЙ ФАКТОР И СПЕЦИФИКА МИРОВОСПРИЯТИЯ НАРОДА
(НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ)
// Культурология.
URL: http://econf.rae.ru/article/6740 (дата обращения: 22.12.2024).