Доцент ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
г. Кемерово
Политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества, возникновение новых непривычных процессов в различных сферах жизни кардинально изменили систему профессионального образования. Изучение возможностей учебных заведений различного типа в подготовке специалиста по физической культуре является одним из необходимых условий, обеспечивающих достижение качественно высокого уровня профессионализма будущего педагога – учителя физической культуры, что приобретает исключительное значение для теории и практики обучения и воспитания. Современный этап реформирования образования характеризуется значительными изменениями в области профессиональной подготовки специалиста. Это связано с характерными особенностями его профессиональной деятельности в существующих социально-экономических условиях: направленностью на обеспечение рациональной деятельности и стратегии экономического поведения в условиях дефицита финансирования; оптимальной адаптацией к коммуникативному взаимодействию на фоне жесткой конкуренции при рыночных отношениях; необходимостью достижения максимального конечного результата с минимальными затратами материальных ресурсов.
Исторически педагогическая деятельность выделилась в силу необходимости воспитывать у подрастающего поколения морально-этические и нравственные качества, а так же умения передавать сложившуюся в обществе систему ценностей, поэтому круг педагогических умений охватывает, прежде всего, умение педагогического общения, педагогической техники, педагогического творчества. В ситуации воспитания участвуют два субъекта: учитель, который в силу своей социальной роли выполняет определенные педагогические задачи, и ученик со своими интересами, склонностями, влечениями, причем успешность воспитательного процесса во многом определяется умением учителя согласовать педагогические задачи с интересами и склонностями учащихся.
В общей системе воспитания человека физическое воспитание практически неотделимо от других видов всестороннего воспитания. Объективными показателями их органической взаимосвязи являются, с одной стороны, единство физического и духовного развития человека, а с другой стороны – основные социальные закономерности построения и функционирования системы воспитания в обществе. Социальная поддержка молодежи средствами физической культуры и спорта является прямым воздействием на качество социальной, психической и биологической адаптации личности. Именно средства физической культуры (процессы физического воспитания, оздоровительные технологии) представляются наиболее предпочтительными по ряду показателей для решения данных проблем. Роль физкультурных занятий заключается не только в укреплении здоровья, но и в стабилизации психического состояния, формировании активной личностной позиции, потребности в здоровом образе жизни, интереса к ценностям культуры и разнообразной досуговой деятельности. Это особенно важно для детей, которые только начинают свой путь в жизни, делают выбор, определяют сферу своей будущей деятельности.
Собственно говоря, физическую культуру необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи: ее процессуальных форм (физкультурной рекреации, физкультурного образования, физкультурной спортизации, физкультурной реабилитации); видов физкультурной деятельности и физической культуры (рекреационной, образовательной, спортивной, реабилитационной); структурных компонентов (интеллектуального, социально-психологического, двигательного); системы потребностей, способностей, отношений и институтов; функций (общекультурных, специфических и внутренних); ценностей (предметных и личностных), – направленных на формирование физического совершенства человека через сознательно окультуренную двигательную деятельность по удовлетворению его разнообразных потребностей.
В настоящее время существует необходимость корректировки воспитательно-образовательной деятельности в образовательных учреждениях всех уровней, переосмысления сущности, цели, задач, содержания педагогического процесса, деятельности преподавателя, а также изменения научно-методического обеспечения их деятельности. Все это необходимо для того, чтобы воспитательно-образовательный процесс создавал максимально благоприятные условия раскрытия и развития не только физических способностей, но духовных, нравственных качеств обучающихся. К сожалению, деятельность ряда преподавателей по физической культуре зачастую сводится лишь к совершенствованию физических кондиций и не решает всего комплекса стоящих перед ними задач: содействие формированию гармонично развитой личности; развитие познавательной мотивации и творческих способностей; укрепление здоровья, формирование общей культуры и здорового образа жизни; организация оздоровительной физкультурно-массовой работы.
Некоторые попытки исследовать цель образовательно-воспитательного процесса в сфере физической культуры как педагогическую проблему предпринимались в рамках концепции оптимизации обучения и личностного (целостного) подхода к обучению. Оптимизация обучения, представляющая собой педагогический вариант методологии и теории управленческих решений, не могла разрабатываться; как и всякое управление, вне представления о цели, однако речь там шла не столько о природе и источниках педагогического целеполагания, сколько об уяснении конкретной цели этапа.
Несомненно, прогрессивным шагом в теории советской педагогики была попытка положить в основу цели воспитания структурно и динамично развернутую модель личности. Однако многочисленные попытки «технологизировать» педагогическую цель, сделать ее «точной», «измеримой», «корректной», «однозначной», показали, что корень проблем ищется не в том месте, что проблему педагогического целеполагания вообще нельзя решить в рамках традиционной парадигмы воспитания и необходимо качественно иное, «личностно гуманное» понимание учебно-воспитательного процесса, где личность учителя не в меньшей мере проектируется целью образования, чем личность ученика. Таким образом, наблюдается существенное различие между целью, сформулированной абстрактно, и реально функционирующей как системообразующее начало учебно-воспитательного процесса. Собственно говоря, в настоящее время вопрос стоит о самой природе педагогической цели в условиях гуманизации нашего мышления: идет ли речь о построении очередной строго регламентированной модели или о радикальном отказе от самого моделирования личности по неким заранее установленным канонам.
Процесс образования и воспитания – это самостоятельная, самоценная общественная система. Следовательно, цель воспитания должна проектировать не только модель личности, но и модель педагогической системы, в которой реализуются ситуации ее личностного проявления и развития. Педагогическая цель формулируется не только в понятиях качеств личности, но и в терминах, описывающих тот социальный опыт, который предполагает эти качества и технологию педагога, отбирающего и эксплицирующего этот опыт. Иными словами, цель – это проект определенной социально-педагогической ситуации, обеспечивающей саморазвитие личности, ее ценностную ориентацию.
Определение цели неотрывно от определения функций школы или какого-либо другого социального института. Например, говорить, что цель школы – «воспитать личность», не очень корректно, ибо это воспитание начинается не в школе и не в ней заканчивается.
Таким образом, отчетливо просматривается потребность современной системы подготовки высококвалифицированных специалистов для сферы физической культуры в разработке концепции содержания образования, которая соответствовала бы современным условиям.
Эффективность любой концепции определяется ее способностью выводить практику на качественно новые и эффективные технологии образования, способные обеспечить целостное решение многих образовательных задач. Если развитие личности нельзя обеспечить механически воспроизводимой предметной деятельностью, то проектирование личностно ориентированного образования приводит к качественно новым педагогическим идеям.
Постановка проблемы специфического содержания физкультурного образования в системах, реализующих личностную парадигму, является закономерным следствием развития данной концепции. Педагогическое знание концептуально, если оно обогащает наши представления о содержании того опыта, который предстоит усвоить воспитанникам. Поворот образования к личности, вызванный глобальными процессами гуманизации и демократизации социума, кризисами в сфере экологии и социализации человека, сделал актуальным исследование содержания образования в личностно-ориентированных образовательных системах.
Принимая во внимание изложенное выше, необходимо констатировать следующее:
Личностная ориентация физкультурно-спортивного образования, признанная потребностью времени, еще не стала объектом методологической рефлексии и отражается в большей части научных работ, и тем более в массовом педагогическом сознании, на уровне обыденных представлений. Как правило, личностный подход редуцируется либо к ее социально-психологическому аспекту – взаимоотношениям педагогов и учащихся, либо к инновациям в области учебных планов, типов школ и т. п.
Личностная ориентация образования требует поиска иных оснований для проектирования учебного процесса, которые не сводятся лишь к заранее установленной модели личности.
Целевые, содержательные, процессуальные характеристики образования по направлению подготовки «Физическая культура» должны вероятно разрабатываться в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах личностно ориентированного обучения.
Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время отчетливо заметен положительный сдвиг, произошедший в системе подготовки физкультурно-спортивных кадров можно заключить следующее.
Как показывают многочисленные научные исследования, одной из важнейших причин несоответствия развития системы образования в сфере физической культуры требованиям общества и отдельной личности является недостаточная разработанность ее теоретико-методологических основ, что, в свою очередь, сдерживает осмысление ее сущности.
Несмотря на многогранность аспектов знаний (педагогический, медико-биологический, психологический и многие другие), отраженных в различных исследованиях, посвященных системе подготовки педагогов по физической культуре, в каждом из них имеются нерешенные вопросы.
Следует отметить, что обычно различные стороны образовательно-воспитательного процесса рассматриваются исследователями обособленно, изолированно друг от друга.
Таким образом, существует объективная потребность интеграции всех разрозненных знаний и концепций в целостную концепцию на единой теоретико-методологической основе. Причем содержанием физической культуры как социального явления должен стать качественный, творческий аспект специфических видов деятельности в ее сфере.
Библиографическая ссылка
Родин М.А. О ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ
ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6628 (дата обращения: 23.12.2024).