Заочные электронные конференции
 
     
Проблемы обеспечения продовольственной безопасности на современ-ном этапе экономического развития
Саркисян К.Г. научный руководитель - д.э.н., проф. Климова Н.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Саркисян К.Г.

научный руководитель - д.э.н., проф. Климова Н.В.

Проблемы обеспечения продовольственной безопасности на современном этапе экономического развития

Обеспечение населения страны продовольствием в достаточном количестве и ассортименте представляет сложную проблему, включающую комплекс вопросов производства продовольственной продукции, конъюнктуры национального и мирового продовольственных рынков, конкурентоспособности и платежеспособности страны, уровня доходов и структуры питания населения, социальной политики государства и т.д.

Проблема обеспечения населения продовольствием не является чем-то особенным, присущим только Российской Федерации. Она существовала всегда, сохраняется в настоящее время и носит общемировой характер. Однако впервые мировая практика и экономическая наука обратилась к продовольственной проблематике с позиций мировой и национальной экономической безопасности относительно недавно, в середине 70-х годов ХХ века. Поводом послужил спад объемов производства зерна в ведущих зернопроизводящих странах мира. Уменьшение совокупного предложения на мировом зерновом рынке и последовавший за этим рост цен на другие виды продовольствия дестабилизировал ситуацию на других продовольственных рынках. Отказ стран-экспортеров зерна от выполнения своих договорных обязательств поставил ряд стран перед угрозой острой нехватки важнейших продуктов питания, потери экономической и политической независимости. Мировой зерновой кризис 1972-1973 гг. способствовал тому, что проблема продовольственного обеспечения превратилась в важный фактор национальной безопасности всех стран.

Попытка анализа причин продовольственного кризиса и выработки путей выхода из него была предпринята в материалах Всемирной продовольственной конференции (Рим, 1974 г.). В эти годы Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) был образован Комитет международной продовольственной безопасности, призванный отслеживать процессы с продовольственной обеспеченностью стран мира и вырабатывать рекомендации по решению возникающих проблем [2].

По нормам ФАО, сегодня потребление мяса должно составлять 81 кг на человека в год, молока - 392 кг. Причем доля импорта продовольствия не должна превышать 17% [5]. Если же эта пороговая величина превышена, то импорт начинает подавлять внутреннее производство, что ведет к угрозе продовольственной безопасности страны.

Для производства зерна это не менее 95%. Этот показатель уже достигнут: зерна у нас в избытке, даже экспортируем. Хуже с твердыми сортами пшеницы, которые нужны для производства высококачественных макаронных изделий. Их, как и прежде, придется закупать за границей.

Выполняются также условия безопасности по доле картофеля (не менее 95%) и растительного масла - не менее 80%. По остальным видам продовольствия с соблюдением этих норм сложнее. Так, например, по мясу и мясопродуктам доля отечественной продукции должна превышать 85%. До недавнего времени она составляла от 65% до 75%. И только в 2009 году импорт существенно сократился - доля зарубежного товара на рынке составила 25% вместо 32% по сравнению с 2008 годом.

Причина - кризис и резкое падение импорта продуктов питания. Доля отечественного молока и молокопродуктов в пересчете на молоко должна быть не менее 90%, тогда как сейчас - только около 80%. По рыбной продукции доля должна быть не менее 80%, тогда как на сегодня, по разным данным, - от 60% до 70%. И проблема здесь не столько в том, что значительная ее часть импортируется, сколько в том, что россияне потребляют, примерно, на 45% меньше морепродуктов, чем это рекомендовано международными стандартами.

Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших. Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации" [6] определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Для того чтобы была обеспечена продовольственная безопасность граждан России, 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором. Реальное же состояние дел на сегодня свидетельствует о полной утрате нашей страной продовольственной безопасности. В последние годы потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 50% с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на продовольственных рынках.

Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18 - 35% потребности. Доля отечественной продукции в общем объеме потребления составляет: по мясу-60%, молочным продуктам менее 80, сахару-58, овощам-84, фруктам-40% [1]. В России необходимо переходить от жесткой протекционистской политики к адресной поддержке отечественных сельхозпроизводителей через субсидирование доходов и поддержание общего уровня цен в условиях их резкого колебания. В обеспечении продовольственной безопасности надо перестраиваться с внешних, чисто фискальных способов (таможенных пошлин), на поддержание отечественного сельскохозяйственного производства. Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо ввести механизм субсидирования основных видов продовольствия (хлеб, сахар, молоко), отдельных групп (завтраки для школьников, увеличение пенсий).

1 февраля 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" [5], которая предусматривает сокращение доли импорта в продовольственной корзине страны.

Согласно Доктрине продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Многое в этом документе базируется на принципах, провозглашенных Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО- Food and Agriculture Organization, FAO ).

Таким образом, уровень продовольственной безопасности России определяется через удельный вес отечественной продукции.

А поскольку критериям безопасности эти показатели явно не соответствуют, то в Доктрине ставится задача выйти на устойчивую динамику роста импортозамещения.

В документе закреплены безопасные уровни обеспеченности страны собственным продовольствием. Так, к 2020 году доля произведенных в России основных продуктов питания на внутреннем рынке должна составлять не менее 80%, при этом доля отечественного зерна должна быть не менее 95%, молока - до 90%, мяса и соли - 85%, сахара, растительного масла и рыбы - от 80% [5]. Как заявила недавно в ходе встречи с президентом глава Минсельхоза Елена Скрынник, на эти показатели отечественному продовольственному рынку может выйти уже в ближайшие пять лет. Например, мясо. Российские производители говядины сейчас могут обеспечить спрос потребителей мясной продукции лишь на 50%. Особенно это касается говядины. Даже при благоприятных условиях нужно больше пяти лет, чтобы увеличить собственное производство этого вида продукции. Качество российского мяса далеко не всегда соответствует тем стандартам, к которым привыкли отечественные переработчики, работающие с импортным мясом. В регионах необходимо построить сотни предприятий для переработки сельскохозяйственной продукции на местах. И все же самая главная проблема заключается в том, кто будет обеспечивать продовольственную безопасность страны. Одними субсидиями и льготными кредитами производителям сельхозпродукции эту проблему не решить.

Для исправления этой ситуации и понадобилась Доктрина продовольственной безопасности. России нужно поднимать свое сельское хозяйство еще и потому, что земля - это одно из ее естественных конкурентных преимуществ на мировой арене. Спрос на продовольствие не только у нас, но и во всем мире с каждым годом будет только расти. И нужно грамотно организовать производство этой продукции. Новый этап рыночного хозяйствования потребует разработки принципиально новых стратегий развития российского АПК с учетом особенностей процессов формирования социально ориентированного рыночного хозяйства, играющего главную роль в удовлетворении внутригосударственных потребностей в сельскохозяйственном сырье и продуктах питания. С учетом интеграции его в мировое сообщество - согласно документу, вступление России во Всемирную торговую организацию также будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны (правда, если оно состоится на наших условиях). Все это потребует изменения роли и места российского АПК, как в жизни страны, так и в международном разделении труда.

Проблему продовольственной безопасности государства рассматривают в трех аспектах:

Физическая доступность продовольствия - это наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте.

Экономическая доступность продовольствия - это уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания на минимальном уровне потребления.

Безопасность продовольствия для потребителей - это предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.

В целях повышения эффективности государственного регулирования АПК как фактора обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации необходимо:

- устранение диспаритета цен в процессе обмена между сельским хозяйством и его поставщиками материально-технических ресурсов, повышение платежеспособности селян, уровня и качества их жизни и труда;

- создание финансово-кредитного механизма, адекватного современным условиям и задачам развития аграрного сектора;

- принять реальные меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия АПК с тем, чтобы предприятия получили достаточные собственные средства для модернизации производства;

- проводить политику протекционизма, обеспечить защиту отечественного сельскохозяйственного производителя за счет таможенных тарифных и нетарифных мер с учетом условий, налагаемых предстоящим присоединением России к ВТО.

- способствовать развитию интеграции, созданию крупных конкурентоспособных компаний, предоставлять государственным агропромышленным корпорациям-монополистам 60-70% выделяемых отрасли бюджетных средств [4].

На данный момент государство сделало очередную попытку экономического оздоровления ситуации на селе. Ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо кардинальным образом менять подходы и направления в развитии важнейшей отрасли народного хозяйства - аграрного сектора. Важнейшая задача реализации национального проекта «Развитие АПК» в состоит в создании наиболее благоприятных экономических, правовых и социальных условий в агарной сфере на региональном уровне и оказания реальной финансовой помощи организациям сельского хозяйства, фермерам, владельцам личных подворий, что в конечном итоге будет способствовать в решении проблемы продовольственной зависимости России от зарубежных стран.

Для обеспечения продовольственной безопасности как части национальной безопасности страны важное значение имеет создание надлежащих социальных условий для сельского населения. Резкий спад и отставание социальной сферы от наиболее благополучных стран может стать причиной социальных конфликтов в обществе.

Подводя итог, можно сказать, что продовольственная безопасность обеспечивается на основе ряда принципов:

- принцип экономического обоснования федеральных государственных нужд, связанных с обеспечением страны продовольствием;

- принцип доступности всех граждан государства к продовольствию в количестве, необходимом для активной полноценной здоровой жизни;

- принцип федерального, целевого, программного (в том числе в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК») регулирования продовольственного рынка страны;

- принцип государственной поддержки отечественных сельхозпроизводителей.

Список литературы:

1. Воронин Б.А. Правовое регулирование в области продовольственной безопасности субъекта Российской Федерации //Аграрное и земельное право. 2010. № 1.

2. Доктрина Продовольственной Безопасности РФ (Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120).

3.Оглуздин Н.С. Продовольственная безопасность России // geopolitika.narod.ru

4. Ушачев И.Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России // Продовольственная безопасность России: Материалы международной конференции. (12-14 марта). Москва: Информационный бюллетень МИД РФ. 2010 г.

5. http://www.rae.ru/forum2012/204/1000

8

Библиографическая ссылка

Саркисян К.Г. научный руководитель - д.э.н., проф. Климова Н.В. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности на современ-ном этапе экономического развития // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6612 (дата обращения: 26.12.2024).



Сертификат Получить сертификат