Образовательный процесс представляет собой многоплановую сферу взаимодействия. Педагогическое взаимодействие - это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных образовательно-воспитательных и развивающих задач.
Актуальность исследования взаимодействия субъектов образовательного процесса продиктована практической необходимостью. Реальный образовательный процесс характеризуют непонимание между педагогами и воспитанниками, отсутствие совместной деятельности и взаимного интереса. Такая ситуация обнаруживает несовершенство педагогического взаимодействия.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы обнаружили две противоположные модели взаимодействия преподавателя и обучающегося: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированная.
Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия строится на подражании учащегося некоторому образцу (эталону) образа действия, мысли, задаваемому в самом содержании учебного материала и декларируемому педагогом. В рамках этой модели проводится прямая параллель между точностью воспроизведения заданного образца и уровнем его возрастного и индивидуального развития.
В качестве образца для подражания выступает для учащегося сам преподаватель, точка зрения которого зачастую преподносится как единственно верная и неоспоримая. При таком подходе всякое отклонение ученика от заданного образца рассматривается как ошибка и по возможности преодолевается. В результате игнорируется индивидуальность студента, подавляется его творческая самостоятельность, исчезает самобытная личность.
В.Г. Маралов отмечает, что для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия характерны субъект-объектные связи. Взаимоотношения построенные на таких связях называют тоталитарными, которые характеризуют моносубъектный подход (главным является только личность педагога). То есть, во главе угла стоит взрослый (педагог), как исполнитель социального заказа. Учащийся, в данном случае, существо пассивное. Он выступает в качестве объекта приложения сил педагога, поэтому и находится в страдательной позиции (обязан, должен). Основное противоречие в общении преодолевается путём явного или неявного принуждения.
Личностно-ориентированная модель направлена на построение взаимодействия учащегося с педагогом, опосредованного учебным материалом. Сущностными характеристиками такого взаимодействия исследователи считают взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние и совместимость. Показателями эффективности личностно-ориентированного взаимодействия являются: обоюдный интерес друг к другу; способность приходить к согласию по спорным вопросам, учет мнения друг друга; осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности, согласованность действий, помощь, поддержка, координация действий.
Результаты эмпирического исследования подтвердили преобладание у педагогов ориентации на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия.
Диаграмма 1. Ориентация педагогов на модель взаимодействия
1 - Выраженная ориентация на учебно-дисциплинарную модель
2 - Умеренная ориентация на учебно-дисциплинарную модель
3 - Умеренная ориентация на личностно-развивающую модель
4 - Выраженная ориентация на личностно-развивающую модель
Процесс переориентации педагогов на личностно-ориентированное взаимодействию мы предлагаем осуществлять на трёх уровнях:
- когнитивном (расширение и углубление знаний о моделях взаимодействия, осознание собственной ориентации во взаимодействии);
- аффективном (формирование ценностного отношения к развивающему взаимодействию, интереса к личности учащихся, мотивации к саморазвитию);
- поведенческом (формирование практических умений по реализации развивающего взаимодействия).
Для реализации первых двух уровней мы планируем выстраивать совместную учебную деятельность педагогов и учащихся. Для этого необходимо реализовать принципы диалогизации (позиция взрослого и учащегося должны быть равноправными), проблематизации (педагог актуализирует исследовательскую активность учащегося, создаёт условия для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем), персонализации (отказаться от ролевых масок и включить во взаимодействие элементы личностного опыта), индивидуализации (выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов обучения).
Отвечая на вопрос, какие преимущества имеет объединение усилий в решении познавательных задач и тренировке навыков, Г. А. Цукерман на основе обобщения исследований, проведенных в мире, начиная с начала 80-х годов, отмечает, что при совместной учебной деятельности возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания; растет познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меньше времени тратится на формирование знаний и умений; снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в учебном заведении; меняется характер взаимоотношений между учениками; резко возрастает сплоченность группы, при этом само- и взаимоуважение растет одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения; педагог получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности, уровень подготовки, темп работы; воспитательная работа педагога становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Для реализации третьего уровня мы адаптировали для педагогов опорную Карту-схему (П.А. Шептенко, Г.А. Воронина), которую им необходимо заполнять в процессе взаимодействия.
Данная схема предусматривает такие разделы:
1. Характеристика личности воспитанника с ориентацией на положительное. 2. Проблемное поле личности воспитанника.
3. Референтные лица для воспитанника в социуме.
4. Поле совпадений (интересов, увлечений, хобби) педагога и воспитанника. 5. Перспективы развития и личностного роста воспитанника, методические рекомендации по преодолению трудностей и пути создания ситуации успеха во взаимодействии.
Заполняя схему, преподаватель развивает педагогические умения наблюдать, определять, прежде всего, положительные качества личности воспитанника, чтобы опираться на них в работе, знать о статусе учащегося в семье, в коллективе сверстников, референтных лиц; и, конечно, узнать проблемное поле личности, над устранением каких негативов предстоит работать.
А главное - педагогу необходимо чувствовать, видеть новообразования в личности учащегося в результате проводимой учебным учреждением, в группе, лично им самим учебно-воспитательной работы, в отношениях студента к делу, учебе, поручению, к труду, к самому себе, к своему поведению, отношениях к людям, к коллективу, к товарищам, друзьям, используя материалы своих наблюдений и исследований.
Таким образом, в представленной Карте-схеме должна быть отражена вся учебно-воспитательная работа педагога, вся логика воспитательного процесса, а главное - попытка обеспечить хотя бы минимальный личностный рост учащегося и самого педагога.
Библиографическая ссылка
Козырева О. оптимизация педагогического взаимодействия // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/6535 (дата обращения: 22.12.2024).