Требования к мультимедиа- презентации как наглядному средству обучения
Обеспечить студентам условия для адекватного (соответствующего действительности, полного, всестороннего) восприятия учебной информации – одна из основных задач системы образования и каждого конкретного преподавателя.
Современная система образования построена на преобладании аудиального и визуального каналов восприятия. Данная особенность подчёркивает актуальность обсуждения проблем наглядности в обучении.Наглядность обучения достигается использованием специальных средств (наглядных пособий, мультимедиа-презентаций и т.п.) в сочетании их с речью преподавателя. Роль этих средств традиционно рассматривается как вспомогательная: их привлекают как иллюстративный материал, облегчающий усвоение знаний и способствующий возникновению интереса к изучаемому материалу.
Многие современные исследователи отмечают, что роль наглядности в обучении гораздо шире. Об этом свидетельствует введением в науку нового термина «визуальное мышление», отражающего сложность перцептивной деятельности. Как отмечает автор теории визуального мышления Р. Арнхейм: «Восприятие без мышления было бы бесполезно, мышлению без восприятия не над чем было бы размышлять». Поэтому необходимо развивать и совершенствовать перцептивную базу мышления студента.
На сегодняшний день в науке наблюдается широкий разброс мнений о визуализации учебной информации: от категорического неприятия любых невербальных форм предъявления учебного материала до чрезмерного увлечения эффектными, но неэффективными средствами визуализации.
На основе анализа литературы нам удалось обнаружить следующие параметры визуализации:
1) лаконичность представления информации,
2) точность воспроизведения ее структуры и элементов,
3) акцент на главные, существенные детали образов (логические ударения),
4) учет возможностей обучаемого в восприятии визуальной информации.
Наиболее часто используемые приемы для создания логических ударений:
изображение главного объекта более ярким цветом;
изменение размера, яркости, расположения;
выделение проблесковым свечением.
Движение позволяет показать изменение визуальной информации во времени и пространстве. При изложении учебной теории отдельных предметов, в частности, в ее аналитической части, движение отразить нелегко. Здесь возможны специальные статические и динамические приемы.
Правильное использование движения позволяет определить качественно новый взгляд на представление визуальной информации:
– формирование визуального образа у учащихся происходит в комплексном пространственно-временном измерении;
– визуальная информация более точно соответствует реально существующим в природе материальным объектам, процессам и явлениям, что особенно важно при изучении дисциплины материаловедение;
– возможно «визуализировать» протекание «невизуальных» процессов, явлений;
– движение наряду с цветом является вторым мощным средством эмоциональной окраски визуальной информации.
Соблюдение вышеуказанных рекомендаций позволит значительно повысить качество мультимедиа- презентаций в процессе обучения.
Библиографическая ссылка
Хайбуллин Р.Р. Требования к мультимедиа- презентации как наглядному средству обучения // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/6522 (дата обращения: 22.12.2024).