НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
E. A.Sedyukova
E.A. Bezglasnaya
UNECONOMIC FACTORS AND SUCCESSFUL MODERNIZATION OF ECONOMY
Проблемой теории экономической динамики является обоснование механизма, позволяющего наиболее эффективно использовать все факторы развития экономики. Интеграция национальных экономик в мировую хозяйственную систему обусловливает рост значимости неэкономических факторов производства.
Влияние разнообразных факторов на развитие экономики в течение длительного периода является актуальной проблемой экономической науки. В современных исследованиях авторы отходят от традиционного подхода к экономическому росту, который не учитывал значимости институтов, культурных традиций, огромной роли экологических, политических и социальных факторов. Интеграция национальных экономик в мирохозяйственные отношения обусловливает рост значимости не только экономических факторов развития. Число факторов, потенциально влияющих на рост, выходит далеко за рамки мейнстрима в теории и охватывает области, долгое время остававшиеся за пределами интересов экономистов. Эмпирические исследования источников экономического роста, использовавшие стандартные производственные функции, не смогли подтвердить тезис о решающей роли накоплений «физического капитала». В связи с этим в сферу исследования проблем экономического роста постепенно вовлекался более широкий круг не только экономических, но и социально-политических отношений.
Кроме традиционных факторов (производственные - труд, земля, капитал), на рост национальной экономики оказывают влияние и другие:
1) политические (социально-политическая стабильность, характер политического режима, особенности экономической и социальной политики государства и т.д.);
2) системно-экономические (тип экономической системы, открытость экономики и др.);
3) географические (географическое положение, климатические условия, полезные ископаемые, характер воспроизводства населения и т.п.)
инновационно – технологические
психологические1.
Ключевыми особенностями неэкономических факторов экономического роста являются:
а) экзогенный характер влияния;
б) более опосредованный механизм воздействия на экономическое развитие;
в) субституциональный характер их действия на разных по длительности временных промежутках;
г) временный характер доминантности неэкономических факторов
Сравнительные характеристики экономических и неэкономических факторов экономического роста
Параметры сравнения факторов
Экономические факторы
Неэкономические факторы
Отношение к общественному производству
Являются факторами производства
Не являются факторами производства
Отношение к экономической системе
Эндогенные
Экзогенные
Характер воздействия на экономический рост
Прямой
Косвенный (опосредованный)
Временной лаг воздействия на рост
Менее продолжительный
Более продолжительный
Характер доминантности
Постоянный
Временный
Источник: П. Л. Ипатов, В. А. Динес, В. А. Русановский. Концепт неэкономических факторов в исследованиях процессов развития национальной экономики // Экономика и управление.-2009.- №3/6 (44).- С.5-12
Экономические и неэкономические факторы экономического роста обладают определенной асинхронностью в масштабах и глубине действия на разных фазах экономического цикла. В период экономического спада роль и значение некоторых неэкономических факторов возрастает, в то время как экономические факторы имеют все более ограниченное влияние. В периоды экономического подъема - наоборот. Это происходит потому, что адекватная антициклическая политика государства усиливает действие неэкономических факторов, которые играют трансляционную (передаточную) роль в экономической системе и воссоздают общественный импульс к развитию экономики.
Воздействие неэкономических факторов носит опосредованный и многоступенчатый характер, который ведет к образованию временного лага. Этот отрезок времени, являющийся временным лагом действия неэкономических факторов, в сравнении с временным лагом действия экономических факторов, более продолжительный. Непринятие во внимание данных процессов, как показывает экономическая практика, приводит к несвоевременности и неадекватности мер, принимаемых на разных уровнях регулирования и прогнозирования народного хозяйства.
Многочисленные эмпирические данные свидетельствуют о том, что психологический фактор роста является одним из важнейших во всей системе факторов роста национальной экономики. В период трансформацинных изменений экономики и кризиса его роль и диапазон воздействий еще более возрастают.
Психологический фактор является наиболее значимым при определении краткосрочных темпов экономического роста (на временном интервале, как правило, до 3 лет). При исследовании детерминант экономического роста в среднесрочном и долгосрочном периодах его значение снижается. Таким образом, в краткосрочном и (в меньшей степени) в среднесрочном периодах психологический фактор роста можно охарактеризовать как экзогенный.
Психологический фактор, в свою очередь, зависит от общественного доверия к экономическим и политическим институтам. Следовательно, он может изменяться под влиянием институционально-экономических и институционально-политических факторов в долгосрочном периоде. Таким образом, в долгосрочном периоде психологический фактор экономического роста можно охарактеризовать как эндогенный.
В основе психологического фактора экономического роста лежат ожидания экономических субъектов. Ожидания имеют фундаментальное значение для экономического поведения, так как они, по своей сути, направлены в будущее. Надежды на будущее являются чрезвычайно важными для всех, кто принимает экономические решения, т.е. для любых экономических агентов2.
Ожидания экономических агентов оказывают прямое влияние на предельную склонность к потреблению и предельную склонность к сбережению в национальной экономике, а также на принятие инвестиционных решений в негосударственном секторе экономики, от чего, в свою очередь, будут зависеть изменения объемов потребления, сбережений и инвестиций. Эти изменения окажут непосредственное влияние на динамику таких агрегированных показателей, как совокупный спрос и совокупное предложение, под влиянием которых изменяются краткосрочные и среднесрочные темпы экономического роста.
Очевидно также, что успех модернизации российской экономики зависит в значительной мере от того, будут ли происходить необходимые изменения в культуре, в неформальных институтах, в системе ценностей. Эти изменения, по сути, образуют не только условия успеха модернизации, ее социальный контекст, но, если задуматься, более глубинное ее содержание: мы должны сами стать другими, чтобы сделать страну процветающей. Во многих живет убеждение, что процветание не наш удел, потому что таков наш менталитет и т.д. Некоторые, напротив, придерживаются того мнения, что не надо стараться изменить то, что не поддается изменениям, поэтому реформы надо проводить так, чтобы учесть особенности нашей культуры. Но тогда встает вопрос о том, возможно ли добиться цели и сделать Россию процветающей в ряду наиболее развитых стран.
Между тем новое нравственное сознание является острой необходимостью, особенно в нашей стране. Наука и образование, даже хорошо поставленные, не снимут проблему нравственного одичания, которая обретает все большие масштабы. Наша культурная отсталость была усугублена при советской власти и в ходе рыночных реформ. Становление капитализма, формирование частной собственности не могли не пробудить желания обогатиться, и это способствовало усилению правового нигилизма и социального цинизма3. Следствием этого явился низкий уровень доверия в отношениях между людьми и публичными институтами, государственными и негосударственными. Ниже приведены средние данные World Values Survey об уровнях доверия к публичным институтам в странах разных цивилизаций и культур.
Средние уровни доверия к публичным институтам в некоторых цивилизациях и странах в 1999—2006 гг., %
Западная Европа и Северная Америка
Восточная Европа
Россия
Китай
Индия
Бразилия
Япония
Государственные институты
Правительство
33,8
40,4
39,0
95,2
48,5
48,2
25,4
Парламент
36,8
34,0
33,0
90,2
41,6
33,3
29,7
Правосудие
51,0
46,0
30,0
86,3
66,8
54,7
76,1
Полиция
72,4
42,1
31,0
71,3
34,0
44,9
48,1
Негосударственные институты
Образование
65,9
54,6
68,3
91,2
72,6
-
48,0
Церковь
49,3
70,9
51,0
4,5
78,9
73,8
9,0
Пресса
33,7
44,7
46,0
64,6
72,6
61,0
70,2
Телевидение
33,9
50,4
-
71,2
51,9
57,1
65,1
Профсоюзы
35,0
31,3
24,0
43,0
35,9
53,9
33,3
Политические партии
19,0
18,4
21,0
74,3
16,8
32,2
16,5
Крупные компании
52,0
39,0
26,0
62,3
32,2
66,9
24,3
Источник: Е.Г.Ясин. Модернизация России: доклады для 10 конференций: Кн.1.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.
Как можно видеть по таблице, Россия характеризуются очень низким уровнем доверия к публичным институтам.
В условиях формирования «новой экономики» возрастают требования к качеству институционально-политического фактора экономического роста. Это связано с тем, что в новых условиях изменяется роль отдельных экономических и неэкономических факторов роста национальной экономики, на которые, в свою очередь, активно воздействует институционально-политический фактор. В настоящее время можно сформулировать причинно-следственную связь факторов и условий модернизации следующим образом: развитие социального капитала —► степень развития гражданского общества —► необходимость повышения качества политических и экономических институтов —► выход на траекторию устойчивого экономического роста.
Географические особенности стран и регионов учитываются в эконометрических исследованиях (в первую очередь, в межстрановых сопоставлениях) как экзогенные факторы экономического роста. Имеются в виду переменные, отражающие физико-географические (характеристики климата, наличие месторождений полезных ископаемых) и экономико-географические (доступ к морской торговле, континентальным транспортным путям, развитость внутренней инфраструктуры, географическая близость к рынкам и т. д.) особенности регионов. Физико-географические факторы оказывают непосредственное воздействие на экономический рост через производительность, накопление труда и капитала, влияя на миграционное поведение людей и размещение инвестиций, и косвенное, поскольку определяют направления торговли и развитие институтов.
Инновационно-технологический фактор роста современной экономики становится интегральным фактором хозяйствования, элементы которого содержатся в каждом из традиционных факторов производства. Инновационно-технологический фактор формируется на принципиально иной технологической основе, характерной для современного этапа развития промышленно развитых стран, а его главным признаком является интеграция инновационного ресурса и технологических возможностей его использования.
Стоит остановиться также на роли государства в модернизации экономики. Здесь политика государства должна быть направлена прежде всего на совершенствование рыночных механизмов – свобода деловой активности, гарантии прав собственности и исполнения контрактов, обеспечение здоровой конкуренции. Это означает наличие сильной антимонопольной политики и независимости антимонопольных органов с широкими полномочиями, развитие полной системы рынков, повышающей конкурентоспособность экономики, а также усилия по формированию и поддержанию системы информации, обеспечению прозрачности работы бизнеса и всех публичных учреждений.
Другое направление – поддержка инноваций, ориентированных на создание новых рынков, новых продуктов и технологий, новых компаний. Наконец, еще одно приоритетное направление, гарантия долгосрочного результата, - вложение в науку и образование.
В нашей стране сложилась традиция высококачественного высшего образования, прежде всего, в естественнонаучной и инженерно-технической областях. Здесь, конечно, речь идет не о всей системе, а о целом ряде ведущих высших учебных заведений. Их отличают фундаментальный подход, широкий научный кругозор, эрудиция, позволяющие проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования, использовать междисциплинарные подходы, которые эксперты отмечают как наиболее перспективные для создания прорывных технологий.
При этом структура российской экономики за 90-е годы сильно изменилась, прежде всего, в сторону ее технологической примитивизации. Такое противоречие приводит к тому, что наиболее перспективные выпускники ведущих учебных заведений не находят адекватных рабочих мест по полученной специальности. Это, в свою очередь, ведет либо к эмиграции, «утечке мозгов», либо к переквалификации, то есть потерям отечественного человеческого капитала и огромных бюджетных затрат на образование новых эмигрантов. Уменьшение внутреннего спроса на соответствующие высококвалифицированные кадры, наряду с относительно низкой оплатой труда преподавателей даже элитных вузов, недостаточной привлекательностью работы в них, ведет также к прерыванию воспроизводства квалифицированных преподавательских кадров. Налицо угроза исчезновения всей знаменитой российской системы естественнонаучного и инженерно-технического образования – важного конкурентного преимущества нашей страны.
Другим проявлением этого же противоречия является недостаточное развитие высокотехнологичных секторов, которые могли бы создать спрос на высококвалифицированные кадры. Недостаточное развитие российского хай-тека не генерирует спрос на соответствующие кадры, включая сюда и будущих менеджеров, и влечет за собой разрушение лидирующего сегмента образования и вследствие этого утрату нашей страной шанса на развитие высоких технологий.
Таким образом, представляется возможным установить характер влияния неэкономических факторов на динамику экономического роста: чем длительнее период анализа, тем значительнее влияние на экономический рост факторов, более тесно связанных с развитием производительных сил. Это значит, что динамику экономического роста в долгосрочном периоде в большей мере детерминируют физико-географический и инновационно-технологический, в среднесрочном — инновационно-технологический и психологический, а в краткосрочном — психологический и институционально-политический факторы.
Россия до сих пор мыслит себя в ряду так называемых великих держав — Германии, Франции, Великобритании, США, Японии, главным достоинством которых была военная и промышленная мощь. Теперь ситуация меняется, и сейчас наша страна на каждом шагу обнаруживает свое отставание не только по сравнению с развитыми странами, но и с теми, которым еще недавно, казалось бы, она предоставляла техническую помощь. Нефть не может заменить промышленность и культуру.
В таблице приведены оценки конкурентных преимуществ России и ряда других стран и цивилизаций, а также ограничения их развития. Мы видим, что Россия, как и Европа, имеет ограничение роста по трудовым ресурсам. Китай, Индия, Бразилия и страны ислама такого ограничения не имеют. Зато Россия, как и исламская цивилизация и Бразилия, имеет конкурентное преимущество по природным ресурсам.
Факторы развития и конкурентные преимущества стран и цивилизаций
Факторы развития
Россия
Китай
Индия
Бразилия
Европа
Страны ислама
Трудовые ресурсы
-
+
+
+
-
+
Природные ресурсы
+
-
-
+
-
+
Капитал
v
+
+
+
v
v
Институты
+
v
v
v
+
-
Культура
+
v
v
v
+
-
«+» — конкурентное преимущество; «-» — ограничение; «v» — нет ограничений, но нет и преимущества.
Источник: Ясин Е.Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций: Кн.1.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.
Для благополучия России наша экономика должна научиться производить и продавать на мировых рынках товары и услуги, отвечающие требованиям постиндустриального общества. Природные ресурсы тоже годятся, но доходы от нефти и газа не могут обеспечить долгосрочное развитие и конкурентоспособность страны, если нет дешевой рабочей силы либо достаточного инновационного потенциала, зависящего от институтов и культуры.
Чтобы осуществить модернизацию такого рода, нужно модернизировать всю систему факторов. И сейчас вполне обоснованно ставится задача повышения роли инновационной составляющей в структуре российской экономики. Следует согласиться с тем, что опорой такого тренда экономического развития являются значимые конкурентные преимущества России: интеллектуальный потенциал страны, высокий уровень образования, развитие фундаментальной науки. Все это создает предпосылки для формирования высокотехнологичного сектора экономики, который обеспечил бы нашей стране соответствующую специализацию в рамках глобальной экономики. России не нужно стремиться занять место «мастерской мира»- это место занято Китаем. Задача структурной перестройки – превращение России в составную часть «мирового технологического центра», создающего на основе фундаментальных и прикладных исследований промышленные образцы технологий и продуктов, выгодно реализующего созданную интеллектуальную собственность.
Анализ существующих технологических заделов, научно – технического потенциала секторов российской экономики, базирующихся на инновационном вкладе, позволяет выделить следующие перспективные инновационные сектора:
- аэрокосмический;
- ядерная энергетика;
- производство вооружений и специальной техники;
- биотехнология, использование достижений генной инженерии;
- создание специализированного математического обеспечения, уникальных систем обработки данных.
Для достижения успеха в этих секторах нужно решить проблемы организации соответствующих технологических проектов, включая подготовку технологического менеджмента, способного действовать в современных условиях. Учитывая острый дефицит таких кадров, умеющих организовать реализацию проектов в соответствии с современными требованиями, а также необходимость в остановке «утечки мозгов», необходимо побороться за привлечение в страну технологических центров ведущих мировых корпораций, это будет стимулировать создание и реализацию собственных инновационных проектов. Получившие необходимые коммерческие и организационные навыки менеджеры иностранных компаний будут стремиться создать собственное дело, и важно, чтобы окружающая бизнес-среда была готова предоставить им для этого необходимые возможные ресурсы.
Разумно также привлекать научные проекты отечественных ученых за рубежом, создавая для этого необходимые материальные условия. Сейчас Россия уже может позволить себе поддержать часть отечественного высокотехнологичного бизнеса, обладающего успешным коммерческим опытом и готового вкладываться в перспективные проекты. Для этого в стране создаются инновационные центры, IT-парки.
Необходимым условием успешного инновационного роста является расширение системы венчурного финансирования высокотехнологичных программ, а также финансирование НИОКР из средств госбюджета, при этом средства должны распределяться на конкурсной основе, в том числе в виде грантов на выполнение фундаментальных исследований, пользование обычно очень дорогостоящим оборудованием.
Следует создать также конкурсную, публичную систему предоставления значительных грантов учебным и научным учреждениям, обладающим международно – признанным кадровым потенциалом, внесшим ощутимый вклад в фундаментальную науку.
Ключевой проблемой модернизации экономики России является упрочение институциональной среды. При этом обязателен совокупный учет как формальных, так и неформальных институциональных норм, реально регулирующих экономическую жизнь страны. Главный ресурс развития в современных условиях – мобилизация социального потенциала страны, социально – экономической активности, предприимчивости и инициативы населения России. Для этого необходимо создать систему привлечения населения к предпринимательской деятельности. Это означает, что уровень государственного развития в большей мере лимитирует использование имеющихся возможностей развития экономического. Для преодоления существенных институциональных ограничений необходимо:
- устранить доминирование предметно-инструментального подхода, обеспечить приоритет общесоциальных и общенациональных целей в развитии страны на основе проблемного подхода, сформировать иерархию целей и задач национально-демократической модернизации;
- создать институциональную среду, адекватную задачам национально-демократической модернизации;
- кардинально повысить качество государственной службы на основе рекрутирования квалифицированной и талантливой молодежи; создания независимой системы оценки деятельности всех звеньев государственного управления; публичной ответственности руководителей за результаты этой деятельности.
- продолжить институциональные реформы, которые начаты, но требуют последовательности и настойчивости для завершения: дерегулирование и дебюрократизация, реформы административная, военная, судебная, государственного сектора, образования, здравоохранения.
Стоит осознавать, что просчеты в постановке экономических задач модернизации могут быть столь значимы, что их результаты вполне могут сорвать весь процесс модернизации. Поэтому необходима разработка траектории модернизации отечественной экономики, связанной с минимизацией рисков просчетов государственного регулирования.
В качестве такой траектории Дискиным И.Е. была предложена концепция «синхронизированной модернизации» - модернизационной перестройки экономики, синхронизированной с повышением качества функционирования государственной системы, институциональной среды.
На начальных этапах этой траектории должны ставиться и решаться задачи, предъявляющие относительно простые требования к государственной системе управления. В свою очередь, рост эффективности государственного механизма создает новые, более широкие возможности для реализации уже более сложных задач следующего этапа экономического развития.
Таким образом, по мере повышения качества государства, перед ним могут ставиться все более сложные задачи. Их решение потребует скоординированного участия различных звеньев государства; активных усилий широких слоев населения, консолидации всего общества в поддержке модернизации. Соответственно, возрастающие возможности государства позволят решать все более сложные задачи модернизации, связанные с большими рисками, которые подготовленное общество уже сможет осмысленно принять.
Предположим, все реформы в образовании, науке, индустрии инноваций проведены, предложения реализованы. Обеспечит ли это создание в России новой экономики, сопоставимой по уровню с США, Европой, Японией? Да, но только если будут выполнены в достаточном объеме все названные условия, как непосредственно важные для модернизированной экономики, так и косвенно ее поддерживающие.
Отсюда необходимость подчинения власти закону, верховенство закона, требования к политической системе, которая должна исключать злоупотребление законом и полномочиями органов правосудия и правопорядка.
Но и это не все. Экономическая, институциональная и политическая системы в стране, которая стремится иметь сильную, конкурентоспособную экономику, более того, ставит цель почти заново создать такую экономику в ответ на вызовы нового века, должны быть поддержаны обществом, основными его силами. Формальные институты обязаны опираться на определенные нормы социального взаимодействия, предполагающие достаточные уровни ответственности, доверия, терпимости и солидарности, усвоенные и практикуемые большинством членов общества.
Библиографический список
Книги
Дискин И.Е. Кризис…И все же модернизация! – М.: Европа, 2009
Корчагин Ю.А. Современная экономика России. - Ростов н/Д: Феникс, 2008
Модернизация экономики и выращивание институтов / Под ред. Ясин Е.Г. – М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ, 2008
Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теорет.- методол. проблемы модернизации. – М.: Росспэн, 2008
Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и будущего. – М.: Экономика, 2007
Шапталов Б.Н. Экономическая экспансия: теория и практика обретения национального богатства. - М.: Экономика, 2008
7. Дискин И.Е. Прорыв. Как нам модернизировать Россию. – М.: РОСПЭН, 2008
8. Ясин Е.Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций: в 2 кн.: Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2009
Научные труды
П.Л. Неэкономические факторы роста национальной Ипатов экономики: функциональное использование и развитие: диссертация. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009
Статьи из периодических изданий
Гусов А.З. Социальные факторы модернизации российской экономики // Вопросы экономики. - 2010. - №3
Крюков В. Модернизация экономики и проблемы конкурентоспособности // Экономист. - 2010.- №11
Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы, задачи // Экономист. - 2010.- №1
Липкович Э. Модернизация экономики и ее моделирование // Экономист. - 2011. - №6
Лосева О. Модернизация экономики и государство // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №5
Микульский К. Модернизация экономики: императив социальной модернизации // Общество и экономика. - 2009. - №11
Микульский К. О концептуальной проработке задач российской экономики // Общество и экономика. - 2010. - №12
Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 12
Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. - 2011. - №4
Электронные ресурсы
20. Официальный сайт ассоциации исследования мировых ценностей www.worldvaluessurvey.org
1 П. Л. Ипатов, В. А. Динес, В. А. Русановский. Концепт неэкономических факторов в исследованиях процессов развития национальной экономики // Экономика и управление.-2009.- №3/6 (44).- С.5-12
2 Ипатов П.Л. Неэкономические факторы роста национальной экономики: функциональное использование и развитие: диссертация. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. С. 13-15.
3 Ясин Е.Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций: Кн.1.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.- С.522-524.
16
Библиографическая ссылка
Седюкова Е.А., Безгласная Е.А. Неэкономические факторы и их влияние на успешность модернизации экономики // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6442 (дата обращения: 24.12.2024).