Елфимова М.М., Новикова Е.П. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
Елфимова М.М. – кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета, [email protected].
Новикова Е.П. – студентка психологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета, n[email protected];
В статье обоснован теоретический конструкт субъектности студентов-менеджеров и получено экспериментальное подтверждение интегративного (системного) характера субъектности личности, проявляющейся в многообразии и единстве её структурных компонентов. Теоретическим анализом определены, а экспериментальным подтверждены принципы функционирования «деятельностного» пространства, создаваемого в социально-психологическом тренинге. Установлено, что основным критерием субъектности студентов-менеджеров является субъективный контроль, включающий такие процессуальные характеристики субъектности как активность, самостоятельность, ответственность и инициативность; осознанная саморегуляция деятельности и поведения; самоотношение. Экспериментально подтверждена системообразующая (координирующая) функция такой детерминанты субъектности, как способность к саморегуляции деятельности, активизация которой происходит в «развивающем пространстве» социально-психологического тренинга.
В условиях повышения конкуренции специалистов на рынке труда все более востребован менеджер, способный успешно интегрироваться в социум и профессиональную среду. Развитие такой способности зависит от активности личности, одним из проявлений которой является ее субъектность как системное качество человека, позволяющее осуществлять целенаправленные самоинициированные преобразования в окружающей действительности и самом себе. Необходимость развития субъектности менеджеров отмечается многими исследователями (Ю.А.Лунев и А.С.Чернышев, 1999; О.А.Федосенко, 2007; Н.Б.Летникова, 2008; И.Ю.Дергалева, 2009), в связи с чем особую актуальность приобретает проблема активизации субъектной позиции менеджеров, поиск путей и средств развития их субъектности. Это и определило цель данного исследования – разработать и оценить эффективность программы социально-психологического тренинга как средства развития субъектности студентов-менеджеров. В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали развитие субъектности студентов-менеджеров. Предметное же определение исследования заключалось в содержательных основах программы социально-психологического тренинга как средства развития субъектности студентов-менеджеров. Мы предполагаем, что развитие субъектности студентов-менеджеров возможно средствами социально-психологического тренинга, поскольку тренинг создаёт условия для проявления деятельных, активно-преобразующих возможностей, проявляющихся в способности к инициации (Само-) и регулированию субъктно-профессиональной активности – самораскрытию, самоисследованию, самопознанию и саморазвитию его участников.
В работе использовался комплекс исследовательских методов:
общетеоретических (теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, систематизация, обобщение, интерпретация);
В исследовании принимали участие студенты-менеджеры 4 курса Оренбургского государственного аграрного университета (г.Оренбург) в количестве 30 человек, среди них 25 девушек и 5 юношей.
Субъектность представляет собой центральное образование личности, которое возникает на определенном уровне ее развития и представляет новое системное качество, интегрирующее такие составляющие личности, как самостоятельность, активность, инициативность, рефлексивность, самодетерминация, осознанная саморегуляция [11]. Субъектность актуализируется в реальности посредством самопостижения, самоотношения и самопонимания [5]. Субъектное отношение человека к себе в жизни экстраполируется на его отношение к себе в профессии [2].
Обобщив различные теоретические подходы к пониманию феномена субъектности, в нашем исследовании мы решили опираться на следующие теоретические положения:
субъектность представляет собой центральное образование личности, которое возникает на определенном уровне ее развития и представляет новое системное качество, интегрирующее такие составляющие личности, как самостоятельность, активность, инициативность, рефлексивность, самодетерминация, осознанная саморегуляция [11];
в основе субъектности лежит отношение человека к себе как к деятелю, которое предполагает признание и принятие у себя и другого человека активности, сознательности, свободы выбора и ответственности за него, уникальности, саморазвития как способа существования [2];
субъектность актуализируется в реальности посредством самопостижения, самоотношения и самопонимания [5];
осознанная саморегуляция деятельности и поведения является формой существования субъектности [7,9];
субъектное отношение человека к себе в жизни экстраполируется на его отношение к себе в профессии [2].
В структуре субъектности менеджера важное место отводится субъективному контролю – «особой форме проявления и организации активного самоотношения человека к самому себе как субъекту, своих отношений с действительностью, поддержания воспроизводства себя как автора собственного бытия в мире» [15, с. 56]. В качестве механизма субъектности личности менеджера выступает «способность к самоуправлению» [14, с. 4].
В студенческом возрасте «человек впервые проявляет авторство в становлении своих способностей, сознательном и целенаправленном саморазвитии, становится ответственным за собственную субъектность» [13], поэтому целесообразно развивать субъектность менеджеров во время их обучения в университете.
На основании анализа исследований В.А.Петровского, А.К.Осницкого, О.А.Конопкина, Е.Н.Волковой, М.В.Ермолаевой, П.В.Кондратьева, М.Ю.Энеевой, О.А.Еремеевой, Т.Н.Щербаковой, Н.Б.Летниковой, О.А.Федосенко мы пришли к выводу, что в качестве показателей, входящих в структуру субъектности студентов-менеджеров, выступают:
субъективный контроль, включающий такие процессуальные характеристики субъектности, как активность, самостоятельность, ответственность и инициативность;
осознанная саморегуляция деятельности и поведения;
самоотношение.
Основанием предложенной нами программы социально-психологического тренинга «Отношение к себе как к деятелю», стали следующие теоретические положения:
субъектность представляет собой центральное образование личности, которое возникает на определенном уровне ее развития и представляет новое системное качество, интегрирующее такие составляющие личности, как самостоятельность, активность, инициативность, рефлексивность, самодетерминация, осознанная саморегуляция [11];
в основе субъектности лежит отношение человека к себе как к деятелю, которое предполагает признание и принятие у себя и другого человека активности, сознательности, свободы выбора и ответственности за него, уникальности, саморазвития как способа существования [2];
человеческая субъектность представлена тремя составляющими: «человек познающий», «человек относящийся» и «человек преобразующий» [4, с. 22];
подлинная субъектность характеризуется гармоничностью проявления в трех реальностях: познание (мира, себя, других), отношение (к миру, к себе, к другим), преобразование(мира, себя, других) [1];
субъектность актуализируется в реальности посредством самопостижения, самоотношения и самопонимания [5];
осознанная саморегуляция деятельности и поведения является формой существования субъектности [7, 9];
Так как для современного менеджера важным фактором эффективной деятельности является наличие субъектности, программа социально-психологического тренинга «Отношение к себе как к деятелю» ориентирована на менеджеров, в частности студентов-менеджеров, потому что именно в студенческом возрасте человек впервые проявляет авторство в становлении своих способностей, сознательном и целенаправленном саморазвитии, становится ответственным за собственную субъектность [13]. Основным механизмом развития субъектности выступает рефлексивный анализ и, как следствие, осознание сформированных в опыте субъектной активности умений саморегуляции деятельности и поведения.
Так как целью нашей работы является разработка программы развития субъектности студентов-менеджеров средствами социально-психологического тренинга, экспериментальная процедура строилась в логике формирующего эксперимента и предполагала следующие этапы.
Констатирующий этап, цель которого заключалась в исследовании структурных особенностей субъектности студентов-менеджеров. Были поставлены сдедующие задачи: 1) изучить уровень субъективного контроля, т.е. степень активности, самостоятельности, инициативности студентов в достижении своих целей, личной ответственности за происходящие с ними события (методика «Уровень субъективного контроля» Е.Ф.Бажина, Е.А.Голынкиной, Л.М.Эткинда); 2) изучить уровень развития осознанной саморегуляции деятельности и поведения студентов (методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И.Моросановой); 3) изучить оценочную и эмоционально-ценностную подсистемы отношения студентов к себе («Методика исследования самоотношения» С.Р.Пантилеева).
На формирующем этапе, с учётом выявленных структурных взаимосвязей, была разработана программа развития субъектности студентов-менеджеров средствами социально-психологического тренинга. Задачами стали: 1) разработать программу социально-психологического тренинга; 2) реализовать программу социально-психологического тренинга в экспериментальной группе.
Реализация контрольного этапа исследования предполагала оценку эффективности программы социально-психологического тренинга. Его задачами стало: 1) провести повторную диагностику субъектности студентов-менеджеров; 2) провести сравнительный анализ данных первого и второго констатирующего срезов в экспериментальной группе.
Эмпирические данные, полученные в экспериментальной и контрольной группах, были подвергнуты корреляционному анализу с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Следующим шагом стало построение матрицы корреляционных связей между различными показателями субъектности и проведение анализа структурных отношений между ними. Для иллюстрации значимых корреляционных связей в экспериментальной и контрольной группах были построены корреляционные плеяды (Рис. 1, 2). В представленных рисунках были приняты одинаковые условные обозначения:
прямо пропорциональная связь, значимая на 1% уровне;
------------- обратно пропорциональная связь, значимая на 1% уровне.
Рис. 1. Корреляционные плеяды в экспериментальной группе испытуемых
Рис. 2. Корреляционные плеяды в контрольной группе испытуемых
Таким образом, корреляционные плеяды в экспериментальной и контрольной группах практически не отличаются друг от друга.
Анализ плеяд, характеризующих структурные отношения между показателями субъектности студентов-менеджеров, позволяет выделить следующие ее особенности структурных взаимосвязей.
Во-первых, показатели, входящие в структуру субъектности, слабо коррелируют между собой, поэтому субъектность студентов-менеджеров недостаточно интегрирована. Во-вторых, субъективный контроль студентов-менеджеров, проявляющийся в таких процессуальных характеристиках их субъектности, как активность, самостоятельность, ответственность и инициативность, характеризуется преимущественно низким, экстернальным, уровнем в области производственных отношений, по отношению к отрицательным событиям и в отношении здоровья и болезни. Студенты экспериментальной группы обладают преимущественно низким уровнем субъективного контроля и в семейных отношениях, а также низким общим уровнем субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. В-третьих, осознанная саморегуляция деятельности и поведения студентов-менеджеров характеризуется недостаточной развитостью таких компонентов, как планирование, оценка результатов, самостоятельность. У студентов экспериментальной группы также наблюдается слабость общего уровня саморегуляции и таких ее компонентов, как моделирование и планирование. В четвертых, самоотношение студентов-менеджеров характеризуется тем, что на фоне позитивной оценки собственного Я, чувстве привязанности, принятия, духовной ценности собственной личности, присутствует негативный эмоциональный тон самоотношения, предполагающий страдательную позицию Я как объекта и перекладывание ответственности за неудачи на других или внешние обстоятельства. Проблемной зоной для студентов экспериментальной группы являются такие компоненты самоотношения, как саморуководство, отражающее представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности и собственной личности субъекта, является он сам, а также самопринятие, отражающее чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними убеждениями.
Таким образом, результаты сопоставления полученных корреляционных структур в экспериментальной и контрольной группах свидетельствуют о том, что субъектность студентов-менеджеров недостаточно интегрирована: отсутствует связь между переменными, входящими в состав субъективного контроля, и компонентами самоотношения, имеется незначительное число значимых корреляций между показателями осознанной саморегуляции, субъективного контроля и самоотношения.
Для развития вышеобозначенных показателей субъектных свойств и в целом субъектности студентов-менеджеров мы разработали и апробировали в экспериментальной группе испытуемых программу социально-психологического тренинга «Отношение к себе как к деятелю». Цель тренинга – развитие субъектности как свойства личности, раскрывающего сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем и способности производить взаимообусловленные изменения в мире и самом себе. Задачи тренинга стали:
расширение системы представлений участников о себе, собственной целостности и группе как целостности;
осознание участниками собственной ценности и ценности других участников группы;
приобретение участниками в опыте субъектной активности умений саморегуляции поведения и последующей их отработки в опыте совместной деятельности.
После реализации программы социально-психологического тренинга в экспериментальной группе испытуемых была проведена вторичная диагностика субъектности студентов-менеджеров и осуществлён повторный анализ структурных отношений между показателями субъектности. Для иллюстрации значимых корреляционных связей в обеих группах были построены корреляционные плеяды (Рис. 3, 4).
Рис. 3. Корреляционные плеяды в экспериментальной группе испытуемых
Рис. 4. Корреляционные плеяды в контрольной группе испытуемых
Таким образом, корреляционные плеяды в экспериментальной и контрольной группах после реализации программы социально-психологического тренинга заметно отличаются друг от друга. Результаты показали, что после проведения тренинга субъектность студентов-менеджеров экспериментальной группы приобрела большую интегрированность: наблюдается значительное число значимых корреляционных связей между показателями, входящими в структуру субъектности. В контрольной группе субъектность студентов менеджеров по-прежнему недостаточно интегрирована: показатели, входящие в ее структуру, слабо коррелируют между собой. Реализация программы способствовала тенденции развития показателей субъектности студентов-менеджеров экспериментальной группы, а именно: наметились тенденции повышения активности, самостоятельности, ответственности и инициативности студентов в эмоционально положительных и отрицательных событиях и ситуациях, в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, а также общего уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями, обозначились тенденции развития регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств (планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов, самостоятельности), а также общего уровня индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности, саморуководства, отраженного самоотношения, самопринятия студентов, а также снижения уровня социальной желательности Я и самообвинения. Сравнительный анализ первого и второго констатирующих срезов в контрольной группе испытуемых показал отсутствие существенных изменений показателей субъектности.
Таким образом, реализация программы социально-психологического тренинга «Отношение к себе как к деятелю» способствовала появлению тенденции развития показателей субъектности студентов-менеджеров, а именно: наметились тенденции повышения активности, самостоятельности, ответственности и инициативности студентов в эмоционально положительных и отрицательных событиях и ситуациях, в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, а также общего уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями, развития регуляторных процессов (планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов), регуляторно-личностного свойства (самостоятельности) испытуемых, а также общего уровня индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности, саморуководства, отраженного самоотношения, самопринятия студентов, а также снижения уровня социальной желательности Я и самообвинения.
Литература:
Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
Волкова Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и миру // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 33-39.
Дергалева И.Ю. Развитие профессионального потенциала менеджеров в системе бизнес-образования: афтореф. дис. …канд. пед. наук. Челябинск, 2009. – 24 с.
Дерябо С.Д. Личность: от субъективности к субъектности // Развитие личности. – 2002. – № 3. – С. 261-265.
Ермолаева М.В., Кондратьев П.В. Значение субъектного подхода для изучения развития личности на этапах зрелого возраста // Мир психологии. – 2007. – №1. – С. 79-86.
Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. – СПб.: Речь, 2002. – 80 с.
Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. – 2008. – №3. – С. 22-34.
Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека // Вопросы психологии. – 2007. – №3. – С. 59-68.
Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. – 1996. №1. – С. 5-19.
Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: МГУ, 1991. – 108 с.
Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: автореф. дис. …докт. психол. наук. М., 1993. 70 с.
Психология менеджмента / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. – 572 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
Федосенко О.А. Уверенность в себе как профессионально важное качество менеджера и особенности его становления в вузе: автореф. дис. …канд. психол. наук. Самара, 2007, 24 с.
Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя. – Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 2005. – 320 с.
Библиографическая ссылка
Елфимова М.М., Новикова Е.П. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/6394 (дата обращения: 22.12.2024).