Краснов А.В., ассистент кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета
Метаиндивидуальная функция профессиональной активности учителя начальных классов
Под профессиональной активностью учителя (ПА) начальных классов мы понимаем меру субъектности учителя во взаимоотношениях с профессиональной сферой жизнедеятельности. Данная работа посвящена исследованию метаиндивидуальной функции профессиональной активности. В.С.Мерлин определял метаиндивидуальность как «психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной индивидуальности» (В.С.Мерлин, 1986. С.111). А.В.Петровский (1982), исследуя психические явления, связанные с межличностным воздействием, вводит понятие «метаиндивидуальная личностная атрибуция» (наряду с интроиндивидуальной и интериндивидуальной), предполагая, что метаиндивидуальный аспект позволяет рассматривать личность индивида не только за рамками индивидуального субъекта, но и вне связи этого субъекта с другими индивидами, за пределами совместной деятельности с ними, т.е. речь идет о представленности личности в других людях. По мнению Б.А.Вяткина (2008), концепции метаиндивидуальности В.С.Мерлина и А.В.Петровского, могут рассматриваться в единстве двух сторон: метаиндивидуальности как психологической характеристики отношений окружающих людей к данной конкретной индивидуальности (В.С.Мерлин) и метаиндивидуальности как тех реальных изменений, которые индивидуальность производит в других людях (А.В.Петровский). Эти два определения не только не противоречат друг другу, а наоборот, взаимодействуя, дают более полную картину механизмов и феноменологии метаиндивидуальности. Метаиндивидуальность может проявляться в двух формах: в форме метаиндивидуального свойства и метахарактеристики. Таким образом, исследование метаиндивидуальной функции профессиональной активности предполагает ее изучение в двух указанных формах.
В качестве метаиндивидуального свойства обычно выступает какое-либо личностное образование, которое перцептируется другими людьми, но не обязательно оказывает влияние на их индивидуальность (Б.А.Вяткин, 2008).
Нами были изучены оценки учащимися различных особенностей личности их учителя с помощью методики А.И.Липкиной (1976). Детям предлагалось по 7-балльной шкале (от +3 до –3) самостоятельно оценить каждое проявление особенностей личности своего учителя по 12 пунктам. Например, добрый (от 0 до +3) – злой (от 0 до –3).
В качестве испытуемых выступили 8 учителей начальных классов г.Перми, выделенных нами группы учителей третьих классов (N=137) по показателю профессиональной активности (4 учителя с самыми низкими показателями, 4 учителя с самыми высокими показателями по профессиональной активности). А также их ученики – учащиеся 3х классов в возрасте 9-10 лет, обучающиеся у одного и того же учителя с 1го по 3й класс, – всего 184 человек (83 мальчика и 101 девочка). Группу учеников, обучающихся у учителя с низким уровнем профессиональной активности, составило 93 ученика, а у учителей с высоким уровнем профессиональной активности – 91 ученик.
Для изучения различий оценок учениками особенностей личности своего учителя в связи с тем обладает учитель низким или высоким уровнем развития профессиональной активности был использован Т-критерий Стьюдента (см. табл. 1). Как видно из таблицы, школьники, обучающиеся у учителя с высоким уровнем профессиональной активности, считают своего учителя более дружелюбным, более отзывчивым, более энергичным, более справедливым, более честным, более общительным, более добросовестным, чем дети, обучающиеся у учителя с низким уровнем профессиональной активности. Таким образом, ученики по-разному оценивают свойства личности учителей с низким и высоким уровнем развития профессиональной активности, что говорит в пользу того, что профессиональная активность как метаиндивидуальное свойство учителя начальных классов по-разному перцептируется детьми, обучающимися у учителей с разным уровнем развития профессиональной активности.
Таблица 1
Достоверность различий средних значений оценок учащимися особенностей личности учителей с различным уровнем развития профессиональной активности
Оцениваемые
качества
Средний балл
Достоверность различий
Учителя с низким уровнем ПА
Учителя с высоким уровнем ПА
t
Добрый
5,32
5,20
1,34
не значимо
Дружелюбный
4,69
4,82
2,16
Библиографическая ссылка
Краснов А.В. Метаиндивидуальная функция профессиональной активности учителя начальных классов // Актуальные вопросы психологии и психологического образования.
URL: http://econf.rae.ru/article/6391 (дата обращения: 22.12.2024).