В современном обществе имеются основания полагать, что динамические особенности самосознания, структура и отношение личности к собственному «Я», оказывают регулирующее воздействие на многие аспекты поведения и деятельности человека, играя важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в кризисных ситуациях, во включенности субъекта в процессы саморазвития и самовоспитания (Абульханова К.А., Брушлинский А.В., Осницкий А.К., Пантелеев С.Р., Слободчиков В.И., Столин В.В., и др.). Становление устойчивого самосознания, стабильного образа «Я» в юношеском возрасте связано, в первую очередь, с перестройкой системы отношений человека к себе и к значимым другим, что выражается в качественных изменениях самоотношения (Брушлинский А.В. Сарджвеладзе Н.И., Рубинштейн С.Л. и др.).
Профессия психолога в последнее время является перспективной и все более востребованной во многих сферах жизни общества. Главный инструмент профессиональной деятельности психолога – его личность, которая должна инициировать непрерывный профессиональный рост (Бардынина В.А., 2008). Таким образом, будущий специалист как субъект деятельности должен обладать способностью к развитию и интеграции, самодетерминации и саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию, т.е. психологическая профессия требует высокого уровня развития субъектности.
Категория субъектности – одна из наиболее активно употребляемых и дискуссионных в отечественной психологической науке. К этому понятию обращаются многие исследователи (Ананьев Б.Г., Брушлинский А.В., Конопкин О.А., Огнев А.С., Осницкий А.К., Селиванов В.В., Слободчиков В.И., Татенко В.А. и др.). Однако на сегодняшний день не выработано единого представления о том, как раскрыть категорию субъекта и субъектности через систему показателей.
На основе проведенного теоретического анализа литературы нами были выделены наиболее общие критерии субъекта и субъектности: рефлексия, уровень самореализации и самоактуализации, уровень субъективного контроля, независимость и устойчивость к внешним внушениям и воздействиям, общее интеллектуальное развитие.
Опираясь на результаты экспериментального исследования Кузнецовой М.Д. (2010) мы считаем, что такая субъектная характеристика как уровень субъективного контроля может выступать в качестве базовой и системообразующей.
Цель настоящего исследования – изучение особенностей структуры самоотношения студентов-психологов в зависимости от уровня субъективного контроля.
Объект исследования – самоотношение в юношеском возрасте.
Предмет исследования – особенности структуры самоотношения студентов-психологов с разным уровнем субъективного контроля.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
выявить особенности самоотношения у студентов-психологов в юношеском возрасте;
установить характер связи между уровнем субъективного контроля и самоотношением у будущих психологов.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что структура самоотношения студентов-психологов отличается в зависимости от уровня субъективного контроля.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод, включающий в себя теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, тестирование с применением методики исследования самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев), опросника «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд), качественный анализ результатов исследования в сочетании со статистическими методами обработки данных (описательная статистика, φ* критерий углового преобразования Фишера, λ критерий Колмогорова-Смирнова, корреляционный анализ) в среде SPSS 17 и MS Excel.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участия студенты II-III курса факультета психологии НИУ «БелГУ» в количестве 30 человек (15 девушек и 15 юношей). Возраст респондентов от 18 до 21 года.
Обсуждение результатов исследования.
Количественные показатели уровня субъективного контроля позволили выявить направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. 47% выборки относится к интернальному типу и 53% к экстернальному. Установлено, что экстерналы характеризуются уходом от трудных ситуаций, обвинением в своих трудностях других людей, низкой мотивацией достижений, стремлением подчиняться другим людям, а интерналы предпочитают конструктивные стратегии совладения с трудностями, стараясь видеть их источник в себе, что определяется готовностью к рефлексии и объясняет более широкое видение действительности. С помощью критерия углового преобразования Фишера φ* обнаружены значимые различия между экстернальным и интернальным локусом контроля по шкале в области межличностных отношений (φ*=2,03 p
Библиографическая ссылка
Иванисова О.Ю., Авдеев А.Ю. ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТНОСТИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6178 (дата обращения: 23.12.2024).