Шишканова В.К., учитель химии МОУ «Сеченовская средняя общеобразовательная школа».
«Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием».
К. Д. Ушинский
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование. Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Использование сетевых сообществ в качестве инструмента привлекает своей открытостью, доступностью, актуальностью. Позволяет организовать место для консультирования, обсуждения вопросов, возникающих в определенный временной отрезок. Сегодня Интернет предоставляет педагогам большой выбор участия в сетевых сообществах: «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Виртуальный педсовет» и другие. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов.
Сеть творческих учителей.
Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).
На этом сайте доступны:
библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ;
библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов;
подборка ссылок на интересные статьи для педагогов;
регистрация и общение с коллегами.
Участие педагога в различных мастер - классах несомненно повышает уровень самообразования. Здесь можно получить консультацию по тому или иному вопросу. В сообществе Химоза существует уже не первый год творческая группа «Подготовка к ЕГЭ по химии», где обсуждаются различные проблемы. Здесь же ведется обмен опытом по подготовке учащихся к ЕГЭ, обсуждение материалов ЕГЭ по химии, даются консультации по сложным разделам школьного курса химии, разрабатываются эффективные методы использования ИТ в процессе подготовки к ЕГЭ. Материалы очень полезны учителям, которые занимаются подготовкой учащихся к ЕГЭ. Лично я участвовала в следующих группах в 2010 -2011 учебном году:
Мастер – класс «Решаем трудные задачи»
ΙΙ открытый Турнир по решению задач
Мастер – класс «Химические свойства веществ в заданиях ЕГЭ»
Ι открытый Турнир по решению качественных задач
Наибольшие затруднения у учащихся при выполнении заданий ЕГЭ вызывают задания самой сложной части – это части С. Мастер – класс «Решаем трудные задачи» провел ряд обучающих занятий по выполнению заданий С4 и С5. Опубликованные ресурсы – это готовые методические материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ. Вел занятия мастер – класса преподаватель Тюменского государственного университета Можаев Георгий Михайлович. Мастер – класс «Химические свойства веществ в заданиях ЕГЭ» был посвящен методике выполнения заданий С1, С2, С3. Руководителем этого мастер – класса была Денисова Виктория Германовна, учитель химии МОУ гимназии №1 г. Волгограда. Мы, учителя, получили подробную характеристику каждого задания части С, анализировали реальные работы школьников, типичные ошибки в ученических работах, выполнили зачетные работы. По всей части С создана богатая методическая копилка.
Итоги каждого мастер – класса занесены в таблицы: итоговая таблица результатов мастер-класса «Решаем трудные задачи» совместно с Турниром по решению задач и итоговая таблица результатов мастер- класса «Химические свойства веществ в заданиях ЕГЭ». Участник мастер-класса, выполнивший не менее 60% заданий и принявший участие в Турнире, получил удостоверение о прохождении мастер-класса. Победители Турнира отмечались отдельно.
Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свой профессиональный уровень окончательно сформированным. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.
Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети? Это деятельность, направленная на развитие роста интереса учащихся к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.
Изучение – одна из форм познания. Узнавая жизнь и деятельность наших великих соотечественников, можно много интересного и нового открыть лично для себя. В ноябре 2011 года будет отмечаться 300 - летие со дня рождения всемирно известного русского учёного-естествоиспытателя – Михайло Васильевича Ломоносова. Здесь же в сообществе Химоза объявлен Всероссийский конкурс «Ломоносовские чтения – 2011».Сроки проведения: сентябрь 2010– декабрь 2011 года.«Ломоносовские чтения – 2011» проходят в II этапа, состоящих из 8 конкурсов. Периодичность проведения конкурсов – один в месяц, с перерывом в работе на летние каникулы. На протяжении всего конкурса проводится блиц-викторина.
Участвуя в таких конкурсах, тем самым учащиеся привлекаются к разным видам учебной деятельности. Для сбора материала по краеведческому исследованию мы организовали экскурсию в г. Нижний Новгород, где посетили общеобразовательную школу имени М. В. Ломоносова. Эта поездка вызвала много положительных эмоций у ребят. В условиях нашей школьной химической лаборатории учащиеся получили легкоплавкие цветные стекла. С практической работой они справились, результаты у них были отличные.
Участвуя в таких конкурсах, мы понимали, что оформление интернет-ресурсов должно быть выполнено с учетом того, что при обучении такие ресурсы используются как учителем, так и школьниками. Старались, чтобы оформление интернет- ресурсов обеспечивало максимально эффективное восприятие информации, являющейся основным содержанием данного электронного издания.
Кроме мнения независимых экспертов (жюри), оценку представленным работам дают и «виртуальные (общественные) эксперты» - это сами участники конкурсов, отдающие свой голос при обсуждении на Форуме только одной команде, работа которой наиболее понравилась. Участие в этом конкурсе может быть как полным, так и выборочным.
Нижегородский Институт Развития Образования уделяет большое внимание дистанционному обучению педагогов. Основные направления деятельности центра дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО:
развитие современных методов обучения посредством более эффективного использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе;
развитие систем и средств дистанционного образования,обеспечивающих повышение доступности и качестваобразования в сельских районах Нижегородской области;
разработка и внедрение программ дистанционногоповышения квалификации педагогических работников.
Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику дополнительного профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации. Виртуальная среда обучения Moodle имеет большие возможности для самообразования педагогов.
Информационные и коммуникационные технологии влияют на профессиональную деятельность учителя, значительно расширяя сферу его деятельности. Именно ИКТ становятся основой модернизации системы образования в XXI веке. Профессиональная деятельность учителя направлена, с одной стороны на ученика, с другой стороны — на самого себя. Участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества, учитель расширяет свои знания в педагогике, методике, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетенции.
Источники:
URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_6.html
О.В. Волкова, Самообразование педагога.- Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 2, 2011 года
URL: http://www.vfurao.ru/publ/1-1-0-9
Библиографическая ссылка
Шишканова В.К. Возможности сети Интернет для педагога. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6132 (дата обращения: 23.12.2024).