Заочные электронные конференции
 
     
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Васенина С.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

С. И. Васенина,

канд. пед. наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания

МГПИ им. М. Е. Евсевьева,

г. Саранск

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Важным средством успешной подготовки студентов к работе в сфере дошкольного образования является производственная практика. Данный вид практики позволяет учащимся познать различные стороны педагогической деятельности воспитателя, знакомит с трудностями и радостями этой профессии.

Педагогическая практика сопровождает обучение студентов в вузе на протяжении всех лет обучения. Содержание производственных практик разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»)».

Взаимосвязь и поэтапность введения в образовательный процесс вуза различных видов практик позволяет реализовать единую цель: обеспечение самостоятельной научно-исследовательской, методической и психолого-педагогической деятельности студентов-бакалавров по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста. Начиная с первых лет обучения в вузе, педагогическая практика вовлекает студентов в самостоятельную деятельность, развивает интерес и формирует отношение к профессии, содействует приобретению необходимых умений и навыков.

С целью совершенствования производственной практики студентов-бакалавров на всех этапах обучения были:

– определены цели и задачи практики с учетом современных требований дошкольного образования, нацеленных на подготовку профессионального конкурентоспособного специалиста;

– проанализированы и переработаны ее структура и содержание с учетом личностно-деятельностного и компетентностного подходов к практическому обучению;

– определены компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики;

– выделены зачетные мероприятия, позволяющих рационально сочетать активные и репродуктивные формы и методы практического обучения и обеспечивающих интенсификацию процесса профессионально-практической подготовки студентов-бакалавров;

– внедрена научно обоснованная система контроля и оценки самостоятельной педагогической деятельности студентов-бакалавров, стимулирующая развитие профессиональной направленности и потребностно-мотивационной сферы личности студента.

Производственная практика в дошкольных образовательных учреждениях является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование». Каждому виду практик изучение дисциплин гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов, а также факультативов и курсов по выбору студентов.

Каждый вид производственной педагогической практики в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях) является логическим продолжением по углублению и расширению профессионально-педагогических знаний, умений и навыков у студентов-бакалавров в процессе производственных педагогических практик на предыдущих годах обучения.

В процессе практической работы студент ставится в условия, максимально приближенные к профессиональной деятельности воспитателя, осуществляемой в осенне-зимний и летний период времени.

Так студентом-практикантом организуется педагогический процесс в группе (режимные моменты, занятия по всем направлениям дошкольной подготовки, организация общения детей и пр.); планируется и осуществляется работа с родителями, выявление индивидуальных психических и физических особенностей ребенка; проводится научно-исследовательская работа в соответствии с научными интересами студента.

Все виды производственных практик внедряемых вузом проводятся с отрывом от аудиторных занятий и являются необходимой для написания курсовой и дипломной работы, полноценной подготовки к государственной аттестации.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

– наличие договора с вузом;

– наличие при учреждении ставки психолога, педагогов, осуществляющих дополнительные услуги;

– наличие общеобразовательных и логопедических групп детей 4-5, 5-6 и 6-7 лет;

– обеспечение руководством образовательного учреждения условий для проведения педагогической практики;

– оказание необходимой консультативной помощи студентам-практикантам;

– совместный с воспитателем группы анализ самостоятельной педагогической деятельности студента.

Производственная практика студентов-бакалавров профиля «Дошкольное образование» направлена на реализацию комплекса общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций в области педагогической деятельности. Выделенные компетенции позволяют руководителю практики объективно подойти к оценке практической деятельности студента.

Таким образом, в результате прохождения производственной педагогической практики обучающийся должен продемонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать

– технологию математического, речевого, эстетического, экологического, музыкального, физического, литературного развития детей дошкольного возраста;

– методику и технологию осуществления, планирования, анализа, контроля, организации и регулирования педагогического процесса в разных возрастных группах дошкольного учреждения.

2) Уметь

– внедрять инновационные педагогические технологии в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, к реализации основных и специализированных образовательных программ в области дошкольного образования;

– конструировать содержание образования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

– осуществлять работу с родителями, консультировать по вопросам семейного воспитания .

3) Владеть

– научно-методическими знаниями о процессе математического, речевого, эстетического, экологического, музыкального, физического, литературного развития детей дошкольного возраста, о закономерностях построения педагогического процесса обучения элементарной математике детей дошкольного возраста, обучения родному языку, основам изобразительного искусства и т.д.;

– навыками грамотного планирования работы по математическому, речевому, эстетическому, экологическому, музыкальному, физическому, литературному развитию детей в разных возрастных группах.

Реализация программ производственных практик обеспечивается доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе вузом предоставляется программное обеспечение, позволяющее осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.

Базой для проведения производственной практики служат дошкольные образовательные учреждения, оздоровительно-воспитательные центры, детские базы отдыха, учреждения интернатного типа, ДОУ компенсирующего вида по месту направления студентов.

Появление новых видов дошкольных учреждений, в частности, детских садов предшкольнго образования и групп кратковременного пребывания на территории вуза, позволяют расширить базы прохождения производственной практики студентами-бакалаврами и совершенствовать ее содержание.

Библиографическая ссылка

Васенина С.И. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // XXXI Международная электронная научная конференция "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ".
URL: http://econf.rae.ru/article/6109 (дата обращения: 22.12.2024).



Сертификат Получить сертификат