канд. пед. наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания
МГПИ им. М. Е. Евсевьева,
г. Саранск
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Важным средством успешной подготовки студентов к работе в сфере дошкольного образования является производственная практика. Данный вид практики позволяет учащимся познать различные стороны педагогической деятельности воспитателя, знакомит с трудностями и радостями этой профессии.
Педагогическая практика сопровождает обучение студентов в вузе на протяжении всех лет обучения. Содержание производственных практик разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»)».
Взаимосвязь и поэтапность введения в образовательный процесс вуза различных видов практик позволяет реализовать единую цель: обеспечение самостоятельной научно-исследовательской, методической и психолого-педагогической деятельности студентов-бакалавров по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста. Начиная с первых лет обучения в вузе, педагогическая практика вовлекает студентов в самостоятельную деятельность, развивает интерес и формирует отношение к профессии, содействует приобретению необходимых умений и навыков.
С целью совершенствования производственной практики студентов-бакалавров на всех этапах обучения были:
– определены цели и задачи практики с учетом современных требований дошкольного образования, нацеленных на подготовку профессионального конкурентоспособного специалиста;
– проанализированы и переработаны ее структура и содержание с учетом личностно-деятельностного и компетентностного подходов к практическому обучению;
– определены компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики;
– выделены зачетные мероприятия, позволяющих рационально сочетать активные и репродуктивные формы и методы практического обучения и обеспечивающих интенсификацию процесса профессионально-практической подготовки студентов-бакалавров;
– внедрена научно обоснованная система контроля и оценки самостоятельной педагогической деятельности студентов-бакалавров, стимулирующая развитие профессиональной направленности и потребностно-мотивационной сферы личности студента.
Производственная практика в дошкольных образовательных учреждениях является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование». Каждому виду практик изучение дисциплин гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов, а также факультативов и курсов по выбору студентов.
Каждый вид производственной педагогической практики в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях) является логическим продолжением по углублению и расширению профессионально-педагогических знаний, умений и навыков у студентов-бакалавров в процессе производственных педагогических практик на предыдущих годах обучения.
В процессе практической работы студент ставится в условия, максимально приближенные к профессиональной деятельности воспитателя, осуществляемой в осенне-зимний и летний период времени.
Так студентом-практикантом организуется педагогический процесс в группе (режимные моменты, занятия по всем направлениям дошкольной подготовки, организация общения детей и пр.); планируется и осуществляется работа с родителями, выявление индивидуальных психических и физических особенностей ребенка; проводится научно-исследовательская работа в соответствии с научными интересами студента.
Все виды производственных практик внедряемых вузом проводятся с отрывом от аудиторных занятий и являются необходимой для написания курсовой и дипломной работы, полноценной подготовки к государственной аттестации.
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
– наличие договора с вузом;
– наличие при учреждении ставки психолога, педагогов, осуществляющих дополнительные услуги;
– наличие общеобразовательных и логопедических групп детей 4-5, 5-6 и 6-7 лет;
– обеспечение руководством образовательного учреждения условий для проведения педагогической практики;
– оказание необходимой консультативной помощи студентам-практикантам;
– совместный с воспитателем группы анализ самостоятельной педагогической деятельности студента.
Производственная практика студентов-бакалавров профиля «Дошкольное образование» направлена на реализацию комплекса общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций в области педагогической деятельности. Выделенные компетенции позволяют руководителю практики объективно подойти к оценке практической деятельности студента.
Таким образом, в результате прохождения производственной педагогической практики обучающийся должен продемонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать
– технологию математического, речевого, эстетического, экологического, музыкального, физического, литературного развития детей дошкольного возраста;
– методику и технологию осуществления, планирования, анализа, контроля, организации и регулирования педагогического процесса в разных возрастных группах дошкольного учреждения.
2) Уметь
– внедрять инновационные педагогические технологии в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, к реализации основных и специализированных образовательных программ в области дошкольного образования;
– конструировать содержание образования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
– осуществлять работу с родителями, консультировать по вопросам семейного воспитания .
3) Владеть
– научно-методическими знаниями о процессе математического, речевого, эстетического, экологического, музыкального, физического, литературного развития детей дошкольного возраста, о закономерностях построения педагогического процесса обучения элементарной математике детей дошкольного возраста, обучения родному языку, основам изобразительного искусства и т.д.;
– навыками грамотного планирования работы по математическому, речевому, эстетическому, экологическому, музыкальному, физическому, литературному развитию детей в разных возрастных группах.
Реализация программ производственных практик обеспечивается доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе вузом предоставляется программное обеспечение, позволяющее осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.
Базой для проведения производственной практики служат дошкольные образовательные учреждения, оздоровительно-воспитательные центры, детские базы отдыха, учреждения интернатного типа, ДОУ компенсирующего вида по месту направления студентов.
Появление новых видов дошкольных учреждений, в частности, детских садов предшкольнго образования и групп кратковременного пребывания на территории вуза, позволяют расширить базы прохождения производственной практики студентами-бакалаврами и совершенствовать ее содержание.
Библиографическая ссылка
Васенина С.И. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // XXXI Международная электронная научная конференция "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ".
URL: http://econf.rae.ru/article/6109 (дата обращения: 22.12.2024).