Формирование информационно - технологических компетенций у студентов гуманитарных факультетов вузов.
Захарова Л.П. доцент РГГУ г. Москва
Уровень образования является основой социально-экономического и культурного развития современного общества, определяющей успешность и перспективы развития как общества и государства в целом, т.и. конкретного человека. Поэтому проблемы связанные с организацией образовательных процессов на разных уровнях всегда являются общественно значимыми и актуальными.
Образовательные стандарты третьего поколения принятые в 2009 г. декларируют компетентностный подход к организации высшего профессионального образования для разных направлений и специальностей, в том числе и для гуманитарных. Компетенции информационно - технологического блока входят в состав основных образовательных программ для всех направлений гуманитарного образования, что вполне обосновано.
Компетенции этого блока, успешно приобретенные студентами- гуманитариями на первых курсах и определяющие их знания и умения в использовании современных информационных технологий предоставляют им с одной стороны важный и полезный инструментарий, который может эффективно использоваться для работы с материалами следующих профессиональных курсов.
С другой стороны будущая профессиональная деятельность выпускников гуманитарных специальностей вузов весьма разнообразна и включает в себя большой набор сфер применения. Это и научная деятельность, предполагающая эффективное использование современных информационных технологий для работы с большими объемами информации различных видов: библиотеками, архивами, музейными хранилищами, электронными архивами и т.п. Это и педагогическая деятельность, требующая умелого применения современных образовательных информационных технологий, создания электронных обучающих комплексов, использования дистанционного образования, использования интернет- источников информации. Это и работа в средствах массовой информации, государственных органах управления, общественных организациях, предполагающая свободное владение современными информационными системами, сетевыми технологиями. Кроме того, свободное владение современными электронными средствами общения и обмена информацией способствует формированию новых личностных качеств, иному осознанию себя в обществе и в мире в целом.
Проблемы, связанные с формированием информационно- технологических компетенций у студентов – гуманитариев, имеют несколько различных аспектов. Следует учитывать, что компетенции, приобретаемые студентами – гуманитариями в процессе изучения курса «Информатика», должны быть в достаточной мере специализированны, т.е. должны помимо общего блока знаний обеспечивать знания и умения актуальные для конкретной специальности. Проблема заключается в том, что уровень школьных знаний с которым студенты приходят в вуз крайне различен ( в большом числе случае минимальный), поэтому при весьма скромном количестве часов выделяемых на курс «Информатика» обеспечить приобретение ими как исходных (базовых) так и необходимых профессиональных навыков весьма не просто. Второй проблемой является отсутствие в компьютерных классах вузов необходимого для приобретения профессиональных компетенций программного обеспечения. Даже стандартное программное обеспечение обязательно присутствующее в компьютерных классах не соответствует современному уровню развития. В большинстве случаев используется ОС Windows XP и Microsoft Office – 2003, тогда, как и на домашних компьютерах студентов и в организациях, в которых им предстоит работать, используются более современные версии, имеющие другой интерфейс. Решение этих проблем является необходимым условием для обеспечения успешного формирования профессиональных информационно – технологических компетенций у выпускников вузов.
Библиографическая ссылка
Захарова Л.П. Формирование информационно-технологичских компетенций у студентов гуманитарных факультетов вузов // XXXI Международная электронная научная конференция "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ".
URL: http://econf.rae.ru/article/5956 (дата обращения: 22.12.2024).