Заочные электронные конференции
 
     
Система профессионального образования как антикризисный инструмент
Фурман О.В., Киселёва Ю.С.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Система профессионального образования как антикризисный инструмент

Фурман О.В., Киселёва Ю.С.

Сердобский филиал Пензенского государственного университета

Сердобск, Пензенская обл., Россия

Мировой экономический кризис, нанесший серьезный удар по России, выявил глубокую зависимость от американской экономики и отсутствие защиты от ее кризисов. На китайском языке слово «кризис» пишется двумя иероглифами. Первый означает «опасность», второй – «благоприятная возможность». Президент России Дмитрий Медведев призывал не прятаться за слово «кризис», а воспользоваться ситуацией.

Аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская» явились результатом разрушения системы государственных технических стандартов и регламентов, системы подготовки кадров и трудовой этики. Засуха и лесные пожары летом нынешнего года показали разрушение ирригационной и лесоохраной систем. К сожалению, такое положение наблюдается практически во всех сферах нашей жизни.

В этих условиях необходимо противостояние всех здоровых сил общества разрушению исторически сложившихся в России систем. Однако такое противостояние невозможно без осмысления происходящего и распространения имеющихся знаний в обществе.

Традиционный набор антикризисных мер в сфере занятости включает одним из пунктов образовательные программы (занятость обучением). Образовательные программы являются наиболее социально привлекательным антикризисным инструментом, поскольку создают оптимистический фон (ожидание будущей работы и карьеры) для полностью или частично безработных. Россия должна использовать шанс повысить культурно-технический уровень своих работников перед очередным раундом глобального экономического соревнования.

Образовательные программы, таким образом, имеют значение не только как инструмент антикризисного регулирования занятости, но и как инвестиция в качество будущего экономического роста. Необходимо сформировать четкое представление о целевых группах обучающихся и о том, какой именно набор компетенций им надо освоить за время подготовки. Модель «занять людей через любое образование» лучше пособий по безработице, но немногим. Она подталкивает к снижению планки качества образовательных программ и, в конечном счете, дезориентирует их участников.

На это обращал внимание ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, который предлагал осуществлять, во-первых, целевое государственное финансирование программ переподготовки и повышения квалификации, рассчитанных на срок обучения до года. Программы должны быть рассчитаны не на краткосрочный (трудоустройство), а на долгосрочный эффект – повышение конкурентоспособности работника на рынке труда; во-вторых, повышение доступность качественных программ дополнительного профессионального образования (от 6 месяцев до трех лет) через 50% софинансирование этих программ в государственных университетах и имеющих высокую репутацию негосударственных бизнес-школах и вузах; в-третьих, выдачу образовательных ваучеров, покрывающих до 100% стоимости коротких (до 6 месяцев) программ дпо и профессиональной переподготовки зарегистрированным в службе занятости лицам с высшим профессиональным образованием; в-четвертых, формирование единой государственной базы квалифицированных специалистов. Кузьминов справедливо отмечал, что во время кризиса может снизиться интерес работодателей к приему учащихся на практику, влиянию на образовательные программы в вузах и т.д. Если кризис окажется затяжным и тяжелым, то негативные факторы с большой долей вероятности приведут к разрушительному влиянию на развитие России, ее отставанию в социальной и научной сфере от других стран БРИК. [7]

В сложившихся условиях наш филиал взял на себя полномочия по реализации тех задач, которые поставило Правительство Российской Федерации перед образовательными учреждениями.

Сердобский филиал ПГУ существует с 2001 года. Он расположен в районе, где на сегодняшний день практически нет промышленных предприятий. Относительная удаленность от производственных, научных, культурных, политических центров супергородов создает своеобразный микросоциум. По социальному составу, культурному уровню и образовательным потребностям население его очень разнообразно. В сложившихся условиях населению очень сложно адаптироваться. Перед людьми возникают варианты – либо искать работу в крупных промышленных городах, либо открывать своё дело, либо проходить курсы переподготовки.

ГБУ ЦЗН Сердобского и Колышлейского района в течение 2009, 2010г.г. тесно сотрудничали с нашим филиалом в обучении основам предпринимательской деятельности, менеджменту, основам финансовой грамотности. Было обучено свыше 200 безработных граждан. Положительно то, что многие из тех, кто прошли обучение создали малые предприятия, кооперативы, что позволило решить еще одну задачу – создать дополнительные рабочие места в нашем городе.

На сегодняшний день обострилось противоречие меж­ду социальными стандартами жизни и требованиями рынка труда. Современ­ное производство и в частности рынок труда Пензенского региона требуют зна­чительного числа специалистов рабочих и инженерных профессий. Собственными усилиями образовательные уч­реждения не могут решить проблему дефици­та технических профессий и специальностей. Сегодня, переживая экономический кризис и спад популярности технического образования, страна нуждается в новых формах и подходах к повышению мотивации технического образования молодёжи. Нужна совместная деятельность промышленных предприятий и образовательных учреждений. Если промышленные предприятия станут действительно «заказчиками» необходимых кадров, профориентационная работа даст реальный результат.

Всё это актуально и для нашего города. В Сердобске есть промышленное предприятие, которое за последние годы испытывает возрастающий интерес к техническим професси­ям. Это ЗАО «Сердобский машиностроительный завод», с которым наш филиал тесно сотрудничает. Основными направлениями деятельности ЗАО «Сердобский машиностроительный завод» на данном этапе являются:

  • стремление к уровню качества, позволяющему быть первыми на рынке сбыта и конкурентоспособными на мировом рынке;

  • ориентация на закрепление существующих и освоение новых рынков сбыта за счет качества продукции и расширение ее номенклатуры;

  • организация работы по обеспечению качества, предусматривающая четко регламентированную ответственность всего персонала, от генерального директора до рабочего.

Руководство предприятия поставило целью: подготовить специалистов для завода. В течение ряда лет администрация способствует тому, чтобы рабочие без отрыва от производства повышали профессиональную подготовку в нашем филиале. Заключаются договора и со студентами, обучающимися по дневной и заочной форме. Важное место в процессе подготовки специалистов занимает производственная практика студентов филиала университета, которая регламентируется соответствующим положением и включена в график учебного процесса.

Проводятся курсы повышения квалификации для работников предприятия по основам бережливого производства и стандартизации и менеджменту качествам. За 2009-2010 годы было обучены без отрыва от производства более 70 сотрудников ИТР ЗАО СМЗ. На курсах операторов ЭВМ без отрыва от производства прошли обучение более 100 человек.

На примере ЗАО СМЗ мы поняли, что предприятия готовы нести затраты по подготовке кадров, поскольку заинтересованы в получении не просто рабочих с разрядом, а специалистов, получивших навыки непосредственно на предприятии с учетом его специфики, технологии и оснащения. Предприятие выплачивает стипендии лучшим студентам, несёт затраты на дооснащение учебных мастерских и готово материально поощрять победителей конкурсов, выставок технического мастерства студентов.

Но есть одно «но». Выпускники школ не представляют себе характер и особенности профессиональной работы инженеров, квалифицированных рабо­чих, журналистов, учёных и даже учи­телей. К тому же в общественном со­знании весьма устойчив миф о престиж­ности и востребованности профессий юриста, экономиста, менеджера, тогда как рабочие и инженерные профессии, непопулярны, хотя и наиболее востребо­ваны на рынке труда.

Встречаясь с выпускниками школ и их родителями, понимаешь, что предстоит еще очень многое сделать для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Анализ планов выпускников на будущее показал, что половина родителей и детей стремятся поступать в вуз на бюджетной основе, а дальше планы родителей и детей существенно различаются. Почти каждый пятый школьник планирует поступление в техникум, каждый седьмой – в вуз на платной основе. Только шестая часть родителей предпочитают не навязывать ребенку своего мнения и доверяют ему самостоятельный выбор будущего; каждый седьмой родитель планирует для своего ребенка поступление в вуз на платной основе и столько же – поступление в техникум. Очень немногие родители и школьники выбирают рабочие профессии и профессии, связанные с сельским хозяйством. То есть планы и школьников и родителей нереально завышены и не соответствуют ни перспективам развития области, ни реальной востребованности профессий на рынках труда. Обостряется проблема вхождения выпускников в мир труда, реальных экономических отношений, профессио­нального самоопределения. [3]

«Видение мира профессий», знание мира профессиональной деятельности означают наличие у школьника проявлений о «реальной» жизни, о социально-экономической ситуации окружающего мира. Поэтому так важно знание школьников об экономической ситуации и наиболее востребованных профессиях в стране и в регионе проживания, о содержании трудовой деятельности и требуемом уровне образования и развития компетентностей, об условиях труда и создаваемых возможностях для развития в этих профессиях.

Несомненно, предприятия также заинтересованы в усилении социализации выпускников, в их профессиональной ориентации, в том числе с учётом потребностей рынка труда в регионе, посредством гибкой и вари­ативной системы разноуровневого и разнопрофильного образования, интеграции и кооперации учебных заведений с предприятиями района.

«Без изменения системы начального и среднего профессионального образования модернизации не будет», заявил 31.08.2010г. президент России Дмитрий Медведев на совместном заседании Государственного совета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики. Заседание было посвящено приоритетам развития профессионального образования. «Без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе. Но мы должны заниматься всеми этими вопросами в привязке к конкретной жизни. Здесь не может быть абстрактных разговоров», – заявил президент. [5]

В современных условиях, когда учащиеся школ продолжают обучение в нашем филиале, считаем целесообразным ввести многоступенчатое образование, что поможет выпускникам сориентироваться в выборе профессии, избежать ненужных стрессов.

Многоступенчатое образование - это экономический и социальный проект, осуществление которого невозможно без целеполагания, определения как конечного, так и промежуточного результата деятельности. Особого внимания заслуживает разговор о механизме реализации многоступенчатого образования. В условиях демографической ямы, из которой образование пока еще не выбралось, в условиях жесткой конкуренции, многие идеи реанимирования СПО пробуксовывают.

Концепция многоступенчатого образования - это система идей и принципов, выражающих цели и задачи современного образования и воспитания в системе СПО. Выявление изменений в компонентах сложной педагогической системы предполагает выделение первостепенных задач СПО. Только имея перед мысленным взором систему идей и принципов, можно выстроить теоретико-практическую концепцию и комплексную целевую программу от общеметодологических до методических идей.

Концепция определяется условиями жизни общества; задачами, стоящими перед развивающимся обществом; существующими представлениями о полноценной жизнедеятельности современного человека и его духовном потенциале; реальными возможностями системы российского образования и общества в ближайшем будущем.

Жизнь заставляет людей понять, что многоступенчатое образование – гарант цивилизованного будущего. Уже возникает новая волна, уже создаются новые образовательные модели и системы. Конечно, время упущено, многое потеряно, но не все. С нами и ошибки прошлого, от которых отмахиваться неразумно: анализ их поможет новым поколениям скорее своих предшественников двигаться вперед. Жизнь не стоит на месте, следовательно, нужно как можно быстрее уметь адаптироваться к существующим условиям и находить эффективные методы решения возникающих проблем.

Все вышесказанное сводится к необходимости в полном объеме осмыслить и реализовать тезис: «Престиж образования необходимо повышать не словом, а делом».

Библиографический список:

1. В.Сучков, Р.Сафин, Е.Корчагин, И.Айтуганов/ «Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов»/ «Высшее образование в России», №12, 2008г., стр.19

2. Д.Новиков / «Управление образованием: изучаем недостатки, проектируем пути реформирования»/ «Народное образование», №8, 2009г., стр.43

3. А.Лукина / «Особенности профессиональной ориентации сельских школьников» / «Народное образование», №10, 2009г., стр.245

4. Н.Е. Поповичева / «Самоопределение выпускников вузов» / «Образование и общество», №6, 2009г., стр.86

5. А.Самигуллина, А.Марьянова / «Престиж ПТУ повысят не словом, а бизнесом» / Газета.ru, 31.08.2010г.

6. «Разработка комплексных региональных программ развития профессионального образования» / http://prof-standart.org/, 2.09.2010г.

7. Я. Кузьминов / «Занятость: Группы риска» / «Ведомости», №242(2264), 22.12.2008г.

Библиографическая ссылка

Фурман О.В., Киселёва Ю.С. Система профессионального образования как антикризисный инструмент // Всероссийская научная конференция с международным участием "Модернизация системы отечественного образования".
URL: http://econf.rae.ru/article/5887 (дата обращения: 22.12.2024).



Сертификат Получить сертификат