Тюменская государственная академия мировой экономики,
управления и права
Налоговая политика 2011-2013 гг. направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.
В целом, можно выделить три блока направлений налоговой политики:
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности.
2. Меры, принимаемые в отношении отдельных налогов.
3. Налоговое администрирование.
Рассмотрим основные планируемые изменения в рамках каждого из выделенных блоков.
В сфере стимулирования инновационной деятельности предусматривается снижение до 2015 года, а для отдельных категорий плательщиков - до 2020 года, совокупной ставки страховых взносов - до 14% в пределах страхуемого годового заработка (уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета) [3]. При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину (34%) в 2015 году.
Также предполагается:
- изменение подходов к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп: определение амортизационных групп не только на основании физического срока службы объекта, но и в зависимости от иных факторов, например, скорости развития технологий [2];
- закрепить порядок ведения налогового учета расходов на НИОКР в НК РФ, который не должен содержать неясностей и противоречий, устранив различия в порядке учета в расходах затрат на НИОКР для разных видов работ [2];
- освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на три года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции: введение указанной льготы может способствовать обновлению производственных мощностей в промышленности и обеспечить спрос на продукцию высокотехнологичных производств.
Планируется также создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включая создание специальных налоговых инспекций и снижение периодичности и сроков проведения проверок; совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях; введение специального налогового режима для организаций-участников технопарка «Сколково».
В отношении конкретных видов налогов планируется следующее. По налогу на прибыль организаций [3]:
- сокращение возможностей минимизации налогообложения, в частности, установление особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;
- установление порядка налогообложения экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, кредитов, векселей;
- совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.
С 1 января 2011 года имущество (основные средства и нематериальные активы) считается амортизируемым, если его первоначальная стоимость составляет более 40 000 рублей. Установлено повышение с трех до десяти миллионов рублей объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные (а не месячные) авансовые платежи: эта мера призвана снизить нагрузку прежде всего на субъекты малого предпринимательства [2].
В части налога на добавленную стоимость (НДС) [3]:
- уточнение порядка оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями;
- уточнение порядка применения нулевой ставки при реализации товаров в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения товаров в случае поступления выручки от их реализации от третьих лиц;
- уточнение порядка освобождения от НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.
Продолжается практика ежегодной индексации ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут индексироваться ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию [1].
Осуществляется подготовка кадастра объектов недвижимости для постепенного перехода к налогу на недвижимость.
По налогообложению имущества (в том числе, земельных участков):
- урегулирован вопрос относительно налогообложения имущества (в том числе земельных участков), переданного в паевой инвестиционный фонд: оно облагается налогом на имущество у управляющей компании;
- сокращение льгот, установленных на федеральном уровне.
В отношении водного налога планируется индексация ставок с учетом значительного роста тарифов на воду, отпускаемую потребителям, т.к. действующие ставки не способствуют заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования (действующие ставки были введены еще в 2004 году) [2].
По специальным налоговым режимам предлагается совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента, а также сокращение применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности во избежание конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента [1].
По налоговому администрированию планируется [3]:
- совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
- введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп;
- совершенствование порядка учета налогоплательщиков;
- расширение электронного документооборота в налоговой сфере;
- ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избегании двойного налогообложения;
- упрощение администрирования налогообложения физических лиц.
Литература
Беспалов, М.В. Анализ основных приоритетов российской налоговой политики в современных экономических условиях [Текст] / М.В. Беспалов // Налоги. – 2010. – № 1. – С. 28-32.
Лермонтов, Ю.М. Перспективы развития налогового законодательства в 2011 -2013 гг. [Текст] / Ю.М. Лермонтов // Все о налогах. – 2010. – № 7. – С. 3-12.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь: сайт. – Режим доступа: http://www.eg-online.ru/information/101600/
Библиографическая ссылка
Ефремова Т.М., Пуреськина А.Е. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ РФ НА 2011 – 2013 гг.
// II Всероссийская заочная электронная научная конференция «Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения».
URL: http://econf.rae.ru/article/5883 (дата обращения: 22.12.2024).