ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Шахмалова И.Ж., ст. преподаватель кафедры ПиМНО
Технического института (ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ» в г. Нерюнгри
Служба практической психологии сегодня рассматривается как особый институт, современные тенденции модернизации образования, проявляющиеся в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Актуальным в этой связи является выявление основных проблем службы практической психологии образования и определения путей их решения. В результате проведенного теоретического анализа литературных источников и собственных исследований определена сущность и содержание профессиональной компетентности педагогов-психологов.
В психолого-педагогических исследованиях проблема компетентности рассматривается в рамках общепсихологического, социально-психологического, психолого-педагогического и других подходов.
В отечественных исследованиях выделены наиболее значимые психологические качества практического психолога: «аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений; чуткость и проницательности; эмоционально-волевая стабильность и терпеливость; устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам; эмпатия и рефлексия; общая психофизическая активность».
Р.В. Овчарова подчеркивает, что для профессионального совершенствования психолога нужна модель, в которой будут указаны необходимые знания, умения и навыки и профессионально важные качества: «...психолог должен хорошо знать свои личностные особенности», а также «уметь регулировать свои эмоциональные состояния» и, наконец, «должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества».
Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный»: - «компетентный»- лат. competenz (compentis)- соответствующий; способный) –
1) обладающий компетенцией, правомочный; 2) знающий, сведущий в определенной области; и «компетенция» - 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен».
Выделяются следующие виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность трактуется автором как владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность - владение совместной, групповой профессиональной деятельностью, принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего труда;
- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок.
Достоинства данной типологии состоят в том, что выделены основные виды профессиональной компетентности и определены требования к специалисту-профессионалу: его профессиональным знаниям, умениям и способностям.
В рамках различных подходов существуют различные термины для обозначения компетентности: выделяют профессиональную, психологическую, социально-психологическую, коммуникативную, аутопсихологическую, рефлексивную и другие виды компетентности.
Наиболее эффективной, признана типология Н.В. Кузьминой. В структуру профессиональной компетентности ею включены многие компоненты, а основой является психологическая компетентность. Автор подчеркивает, что, «...будучи основным компонентом профессиональной компетентности, она в свою очередь состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:
- социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность);
- социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу);
- аутопсихологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);
- коммуникативной (знания о различных стратегиях и методах эффективного общения);
- психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния)».
Иной подход к пониманию профессиональной компетентности мы находим в зарубежной научной литературе (Вейлл, Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф). По мнению этих авторов, понятие профессиональная компетентность является интегральным понятием, в котором могут быть выделены несколько уровней:
- компетентность, способствующая интеграции решений, применению навыков в условиях быстро меняющихся требований внешней среды;
- концептуальная компетентность;
- компетентность в эмоциональной сфере, в области восприятия;
- компетентность в отдельных сферах деятельности.
Таким образом, понятие профессиональная компетентность в современных исследованиях рассматривается как интегральная характеристика профессионализма, которая сочетает в себе многие личностно-деятельностные структуры. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежностью к определенным типам профессий.
Литература:
1. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996. – 400 с.
2. Селихова Г.В.Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностной ориентации образования // Мир психологии. – 1998. N 4.- С. 4-8.
3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. - 2-е изд.- М., 1996.
Библиографическая ссылка
Шахмалова И.Ж. Понятие профессиональная компетентность в отечественной и зарубежной научной литературе // Актуальные вопросы психологии и психологического образования.
URL: http://econf.rae.ru/article/5870 (дата обращения: 22.12.2024).