статистика употребления алкоголя среди студентов ТИ (ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ имени М.К. Аммосова»города Нерюнгри
Студентка гр. ЭС-09 Мишина В.В.
Научный руководитель: Новичихина Е.В.
к.п.н., доцент кафедры ФВ
Многие родители, если спросить их, почему нужно запрещать детям употреблять алкогольные напитки до старшего возраста, в первую очередь сойдутся на мнении о вреде от состояния опьянения.
А что такое состояние опьянения, кроме его внешних симптомов (беспричинного веселья, эмоционального возбуждения, нарушенной координации движений, речи, памяти и т.п.) известно далеко не всем.
Опьянение происходит оттого, что алкоголь очень быстро усваивается организмом и избирательно скапливается в головном мозге, где его концентрация, как правило, в два раза выше, чем в крови. Алкоголь действует на нервную систему, но он, кроме этого, еще и нарушает сахарный баланс крови.
Организм подростка является той благодатной почвой, на которую алкоголь обуславливает быстрое развитие болезни. В несформировавшемся организме алкоголь проникает в кровь, печень, мозг. В силу незрелости центральной нервной системы она становится наиболее уязвимой для действия алкоголя. В результате этого происходят нарушения мышления, интеллекта, памяти, логического абстрактного мышления, эмоционального реагирования. Воздействие алкоголя поражает практически все системы молодого организма. Большой процент алкогольных интоксикаций наблюдается у детей и подростков. Явление опьянения у подростков развивается стремительно и способно спровоцировать оглушение и даже кому. Повышаются артериальное давление и температура, падает уровень глюкозы в крови, а также число лейкоцитов. Период возбуждения, вызванный приемом алкоголя, достаточно быстро переходит в интоксикационный сон, достаточно часто наблюдаются судороги.
В России из 29 млн. детей более 700 тыс. – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, около 140 тыс. – ВИЧ-инфицированы, а 60 тыс. – признаны алкоголиками. Кроме того, угрожающие размеры приобрело распространение детской порнографии, проституции, наркомании и преступности. Об этом заявила заместитель председателя Госдумы РФ Надежда Герасимова во время парламентских слушаний на тему «О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект».
Как сообщает Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы РФ, также вызывает тревогу рост числа экстремистских объединений несовершеннолетних. В числе причин Н.Герасимова назвала отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью, отсутствие целенаправленной комплексной молодежной семейной государственной политики – политики в интересах детей.
Так, по мнению депутата Станислава Говорухина, для «улучшения нравов» необходимо развивать культуру, искусство. «Ребенка воспитывает семья, улица и искусство, телевидение. Детям нужна полноценная духовная пища, – сказал он. – А у нас даже нет детской литературы, детского кинематографа». При этом депутат высказался за введение нравственных ограничений, которые, по его словам, «суть свободы творчества».
Цель исследования. Выявить подверженность подростков (16-18 лет) алкогольнойзависимости.
Предмет исследования. Детский алкоголизм.
Объект исследования. Алкогольная зависимость студентов I курсов ТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ.
Методы исследования:
Анализ и обобщение научно-методической литературы по изучаемому вопросу;
Анкетирование, беседы со студентами (16-18 лет) I курсов ТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ 2009-2010 учебный год;
Анализ и математическая обработка полученных данных.
Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает куда более злокачественно.
Детский алкоголизм - это понятие, к сожалению, всё чаще звучит из уст врачей-наркологов, что свидетельствует о масштабности данной проблемы.
Факторов, способствующих развитию алкогольнойзависимости у детей и подростков достаточно много:
рождение и пребывание детей в семьях с повышенным фактором риска (чаще всего это семьи алкоголиков);
период формирования ребенка, как личности. В данном случае употребление спиртосодержащих напитков выступает в роли самоутверждения и противостояния семье, школе, проблемам;
в последние годы немалую роль в развитии алкогольной зависимости у детей сыграли средства массовой информации, а особенно ТВ. Рекламные ролики, пропагандирующие пиво, способствовали снятию запретов на употребление подростками этого напитка, приводя к быстрому привыканию и формированию так называемой пивной зависимости.
Проблема детского алкоголизма гораздо серьезнее таковой у взрослых людей, поскольку в период формирования и становления всех физиологических функций болезнь протекает в злокачественной форме, происходит быстрая деградация личности, развиваются тяжелые сопутствующие заболевания. Основными «мишенями» в детском организме для алкоголя является мозг, печень, кровь. Но наиболее уязвима для действия этанола - еще незрелая центральная нервная система. Именно в пубертатный период, когда происходит образование нейронных связей и их дифференцирование, больше всего страдает личность ребенка: затормаживается общее развитие - логическое и абстрактное мышление, эмоциональная сфера, интеллект, память.
Поскольку физиологические функции организма в возрасте 11-18 лет находятся на стадии формирования, то очень велика опасность алкогольных отравлений, развитие тяжёлых интоксикаций, а зачастую подобные явления приводят к коматозному состоянию. На фоне кратковременного возбуждения происходит повышение артериального давления и температуры тела, снижение в крови уровня глюкозы и количества лейкоцитов, что может вызвать интоксикационный сон, судороги, серьёзные психические нарушения (галлюцинации, бред), возможен летальный исход.Согласно исследованиям Э.А.Бабаяна и М.Х.Гонопольского в области детской наркологии выделяют пять основных этапов развития алкозависимости у детей:
На первом этапе, длительность которого составляет 3-6 мес., происходит привыкание к спиртосодержащим напиткам. При этом немалую роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок.
Для второго этапа, составляющего порядка 1 года, характерно регулярное употребление алкоголя, увеличение доз, кратности приема. В этот период происходит изменение поведенческих реакций подростка, однако прекращение приёма алкоголя именно в этот период дает достаточно стабильный положительный терапевтический эффект.
Третий этап сопровождается развитием устойчивой психической зависимости. Его длительность составляет от нескольких месяцев до нескольких лет. На протяжении этого периода, подросток теряет контроль над количеством принимаемого алкоголя, его качеством, возрастает в 3-4 раза толерантность к этанолу, что приводит к формированию первой стадии хронического алкоголизма.
Четвертый этап характеризуется хронической стадией алкогольной зависимости с достаточно ярко выраженным абстинентным синдромом. Причем в отличие от взрослых, абстиненция у детей наступает при употреблении больших доз алкоголя, а по времени - менее продолжительна.
На пятом этапе формируется устойчивая алкозависимость, наступает деменция, дети становятся злобными (особенно, если есть нейрофизиологические предпосылки), асоциальными, интеллектуально деградируют. Очень часто на последнем этапе, на фоне повышенной толерантности к алкоголю, происходит присоединение употребления других дурманящих, токсичных веществ - ацетон, клей, наркотики.
Для выявления исследуемой проблемы в октябре-ноябре 2009 года нами было проведено анкетирование среди студентов I курсов ТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ. Количество опрошенных - 100 человек.
Результаты анкетирования показали (рис.1), что 61% студентов знакомы с алкоголем. 33% выпивают 1 раз в неделю и чаще, 67% достаточно редко, а именно по праздникам. 49% респондентов употребляют слабоалкогольные напитки, 39% - средней крепости и 12% - крепкие напитки.
На вопрос «Когда в последний раз употребляли алкоголь?» 15% ответили – вчера; 43% - неделю назад и 42% - от месяца и более.
На вопрос «Почему вы употребляете алкоголь?» 7% ответили, что это модно; 13%, что употребляют в семье, в коллективе; 51% - чтобы расслабиться; 29% - просто так.
На вопрос «Известно ли вам о вреде алкоголя?» все 100% опрашиваемых ответили «да».
Рисунок 1. Результаты анкетирования студентов.
К счастью, среди студентов ТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ большинство студентов I курсов не имеют привязанности к алкоголю. Важно заметить, что респонденты, которые ответили, что употребляют напитки средней крепости и крепкие – это происходит достаточно редко. К сожалению, были и такие студенты, которые ответили, что пьют каждый день и крепкие напитки. Скорее всего – они просто не серьезно подошли к анкетированию, но, из-за этого очень сложно выявить какие-либо, действительно серьезные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью у студентов I курсов ТИ(ф) ГОУ ВПО ЯГУ.
Таким образом, мы можем с уверенностью констатировать тот факт, что детский алкоголизм – проблема очень серьезная, ведь подрастающее поколение – это будущее. Какое будущее мы увидим через несколько десятков лет, если не бороться с этой проблемой уже сейчас? Каждый человек желает жить в здоровом, развитом и безопасном обществе.
Литература:
1. Алкоголь. Наркомания. Токсиковмания. Курение. Природные и бытовые яды/А.О.Шпаков. - С.П.:Зенит, 2000-363с.2. Полная энциклопедия "Жизнь и здоровье". Т.2/Г.А.Непокойчицкий. - м.:Книжный дом "Аис", 2002. - 816с.Нет книг, поэтому не могу посмотреть год издания и издательство, но использовала также: 3. Вилинский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни4. Казин Ф.В. Основы индивидуального здоровья человека
Библиографическая ссылка
Мишина В.В. СТАТИСТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ ГОРОДА НЕЮНГРИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5728 (дата обращения: 23.12.2024).