Заочные электронные конференции
 
     
Социальная адаптация детей с нарушениями интеллекта в полиэтнической среде
Омарова П.О.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Социальная адаптация детей с нарушениями

интеллекта в полиэтнической среде

М.О. Омаров, П.О. Омарова

ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Ориентация современного общества на гуманизацию человеческих отношений, реализацию в них внимания друг к другу, уважительное отношения к окружающим в русле Концепции «Наша новая школа», Национальной доктрины образования Российской Федерации выдвигают в число актуальных проблему дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, создания оптимальных условий для формирования и развития, личности каждого ребенка, оказание своевременной помощи детям, отстающим в развитии.

Личность формируется как некое целостное образование в процессе жизни и деятельности человека, в практике его взаимоотношений с окружающими людьми, в ходе вхождения в социальные системы общества, то есть социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

В психологии имеется значительное количество исследований, направленных на различные аспекты социализации в полиэтнической среде: Е.Т. Малаевой, Н.А. Селиверстовой, а также этнонациональным особенностям в различных регионах России и странах мира: Т.В. Валеевой, С.Э. Кудоло, А.В. Стожарова, М. Сутзи, А.В. Холод и др.

Представлена обширная психолого-педагогическая литература, посвященная проблемам нарушения механизмов социализации в детском и подростковом возрасте (Е.В. Кудряшова, Л.С. Чурилова, А.Ю. Юричка). В исследованиях многих авторов (О.М. Кодатенко, Е.Н. Лекомцева, Л.С. Яковлев и др.) разрабатываются технологии воспитания, коррекции нарушений социализации.

Несмотря на значительный интерес к процессу социализации в различных направлениях человековедческих наук, проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможно­стями (особенно с умственной отсталостью и задержкой психического развития) в этом процессе в отечественной литературе является недостаточно изученной.

Принципиальный подход к изучению социальной адаптации аномального ребенка, предложен Л.С.Выготским, который рассматривал общение детей с окружающими как фактор развития и коррекции их недостатков. Первичные нарушения создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей с окружающими, в установлении широких социальных связей. Всё это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на формирование основных психических процессов, которые при нормальном ходе развития возникают и преобразуются непосредственно в общении ребёнка с окружающими. Успешность подготовки к са­мостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения оп­ределенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессио­нально-трудовой деятельности, но и от уровня социального развития личности, сформированности нормативного общения и поведения, умения налаживать отношения с окружающими.

Исходя из положения Л.С. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, считаем, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями развития протекает по тем же законам, которые определяют развитие нормально развивающегося ребенка. Между тем, наличие психофизического дефекта и некоторые особенности в поведении и развитии такого ребенка определяют качественное своеобразие протекания этого процесса и необходимость в его специальной организации.

Исследования в области специальной психологии и педагогики (О.К. Агавелян, П.В. Валиева, В.А. Вяренен, Л.И. Даргевичене, Н.Л. Коломинский, А.Н. Магомедова, Д.М. Маллаев, Ж.И. Намазбаева, П.О. Омарова), показали, что наличие психофизического дефекта отрицательно влияет на развитие межличностного общения и нормативного поведения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

Специфика нарушений процесса социальной адаптации учащихся коррекционных образовательных учреждений обусловлена трудностями поведения (О.К. Агавелян, Г.Г. Запрягаев, М.А. Малинаускене), недоразвитием смысловой стороны речи, являющейся основным средством общения (В.А. Вяренен, В.И. Лубовский, Р.К. Луцкина, В.Г. Петрова, П.О. Омарова), особенностями самовосприятия и самооценки (Ч.Б. Кожалиева, Ж.И. Намазбаева, Н.Л. Коломинский), особенностями восприятия и понимания личности других людей (О.К. Агавелян, П.О. Омарова).

Проблема социальной адаптации детей с нарушениями в развитии актуальна, прежде всего, потому, что нереализованные возрастные возможности в социальном становлении ребенка не могут не задержать его личностное формирование. Чувство собственной неполноценности усугубляется получением систематических отрицательных отметок, негативным оцениванием со стороны сверстников, не только интеллекта, но и личностных качеств. В результате оформляются негативные линии личностного развития и формируется своеобразный тип личности с определенным сочетанием асоциальных мотивационных компонентов. А это уже порождает проблему безопасности общества.

В ходе экспериментального исследованиями была проведена работа специфики социальной адаптации умственно отсталых детей в полиэтнических условиях на материале Республики Дагестан на базе Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации (образовательное учреждение VIII вида), Сергокалинской школы №1, дошкольного образовательного учреждения № 95 VIII вида (г. Махачкалы), школ № 5 и 26 (г.Махачкалы).

Успешное социальное развитие умственно отсталого ребенка в отличие от детей с нормальным интеллектом не может проходить стихийно и спонтанно, а требует специальной организации этого процесса в условиях коррекционных образовательных учреждений VIII вида и семейного воспитания в национальных образовательных.

При этом требуется определенная перестройка образовательного процесса в соответствии с предлагаемым нами принципом социализирующего воздействия, предполагающего использование возможностей учебных предметов и школьной психологической и социально-педагогической службы в максимальном развитии социального интеллекта умственно отсталых школьников. Привлечение родителей к процессу социального развития умственно отсталого школьника с использованием различных форм работы с семьей (создание родительских клубов, психолого-педагогических консультаций, включение родителей в работу детских групп психолого-педагогической коррекции общения и межличностных отношений, тренинги гармонизации детского родительских отношений) способствует более успешной социализации учащихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида.

В условиях коррекционно-образовательного учреждения VIII вида необходима организация работы по социализации воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, учитель, родитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Важную роль при реализации этих задач играет социально-педагогическая и психологическая служба школы.

В работе педагога-психолога с умственно отсталыми учащимися можно выделить следующие направления социализирующего воздействия:

  1. Диагностика общения и поведения учащихся. Целью диагностического обследования является выявление факторов, приводящих к возникновению социально-дезадаптивного поведения (помимо основного дефекта – умственной отсталости) ребенка и нарушений процесса его социальной адаптации.

  2. Целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направленное на оптимизацию процесса социальной адаптации и использующее различные формы индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей и социализирующей работы.

  3. Работа с родителями, направленная на повышение родительской компетентности и коррекцию детско-родительских отношений, что необходимо для создания благоприятных условий для развития и образования детей.

  4. Работа с психолого-педагогическим коллективом и создание оптимальной образовательной среды, которая предполагает рассмотрение умственно отсталого учащегося не как объекта психолого-педагогического воздействия, а как субъекта взаимодействия с собственной личностной активностью и резервами психического и социального развития.

Мы предполагаем, что национальная школа имеет определенный резерв психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Обращение к национальным и народным традициям, специфике воспитания в национальной школе позволит оптимизировать качество психолого-педагогических услуг, оказываемых такой семье.

Библиографическая ссылка

Омарова П.О. Социальная адаптация детей с нарушениями интеллекта в полиэтнической среде // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5710 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат