ПРОГРАММА ПРОЕКТА «ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РОССИЙСКОГО ПОКОЛЕНИЯ».
Ридецкая Ольга Григорьевна, тренер-консультант,доцент психологического факультета РПИ им. св. ап. И. Богослова, кандидат психологических наук.
ПРОГРАММА ПРОЕКТА «ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РОССИЙСКОГО ПОКОЛЕНИЯ».
Автор: Ридецкая Ольга Григорьевна, тренер-консультант,
доцент психологического факультета РПИ им.
св. ап. И. Богослова, кандидат психологических наук.
Душа человека, призванная ко спасению, во время своей земной жизни жаждет, по существу своему, встречи с добром и всюду старается позаимствовать, собрать, найти добро. Это доброе есть, как бы нити, из коих ткет себе человек одежду для Брачного Чертога, в который предстанет человек перед престолом Божиим и останется вечно. То лучшее, что дал нам Господь, как венцу Своего творения, - свободную волю, достоинство, которой Сам и оберегает, не оказывает на нас своего давления, мы не бережем и часто беззаботно порабощаем ее греху.
Надо научиться жить во Христе мудро, и тогда все вокруг нас осмыслится и приобретает цену для вечности. Жизнь великий труд. Если будем внимательны, то обстоятельства, нас окружающие, послужат нам «старцами», научать нас послушанию Богу, помогут в терпении и любви пройти свой жизненный путь и обрести спасение.
Где бы мы ни были, всюду нас окружает возможность спасения; в какие бы условия не поставила нас жизнь – всегда можем духовно зреть и совершенствоваться. Цель человека – устроение внутренней жизни, созидание в себе царства небесного. Побеждая грех, мы преодолеваем разъединение и соединяемся, то мысли и желания у нас становятся общими, мы приходим к единомыслию. Это единомыслие и соединение в любви – не отвлеченный идеал, а деятельная задача устроения жизни. Приблизится к нему мы можем, если откроем наше духовное сродство. К сожалению не все церковные люди это понимают.
Греховная и духовно правильная жизнь – обе проходят внутри человека и жизненная среда, есть способ, при помощи которого человек должен обратиться внутрь себя.
Вопрос о спасении – есть основной вопрос истории человечества в целом и личной судьбы каждого. К нему – или иначе – к вопросу о счастье – приложим слова – «был, есть и будет». Все остальное зиждется на этом вопросе и на осуществлении его в жизни.
Ближайшей средой и полем для борьбы с грехом, является прежде всего семья и все те, кто вокруг нас и нашей семьи. Мы смотрим на среду, на обстановку, в которой живем, как на нечто случайное и даже на свою семью не смотрим как на путь, данный нам Богом для спасения. Жизнь в семье кажется нам какой-то случайностью, а самое главное в семье ускользает от нашего внимания.
Семья - по слову апостола – малая церковь. Она может особенно помочь человеку в достижении главной цели жизни. В семье ищут счастья. А что подразумевается под счастьем? Обычно ответы туманны.
Почему семья является наиболее удобной средой для спасения?
В семье человек непосредственно открывает свои чувства, а при посторонних – он скрывает свой внутренний мир. Греховное движение его Духа остается скрытым; он живет лицевой, показной стороной своей, а не внутренней. В семье он не прячет своего действительного состояния – он изольется, не постыдится выявить свое греховное состояние в слове или действии. И скрытый греховный мир обнаружиться и пред семьей, и перед близкими, и перед ним самим.
Таким образом, человек – при верном отношении к себе и вопросу о своем спасении – в условиях семьи легче может уяснить себе, что в нем греховного, уяснить то, что отделяет нас друг от друга. Только надо, чтобы это опознание своего внутреннего мира, опознание его греховности вело к борьбе с грехом.
Семья, семейная среда Богом нам данная, наиболее удобна для устроения нашего спасения.В атмосфере семьи мы можем всего лучше и удобнее бороться со своими грехами и недостатками, ибо в семье мы не стесняемся быть и выказываться такими, какими мы действительно являемся. В семейной жизни человеку приходится каждодневно обнаруживать свое настоящее состояние, быть искренним с самим собою.
Правильная жизнь в семье учит человека держать себя, изживая свое отрицательное, побеждать свои плохие стороны, укреплять свое доброе, и он каждый момент может усовершенствоваться. Это тем возможнее, что всякая победа над грехом внутри себя, дает радость, утверждает силу семьи, ослабляет зло и тягостные несчастья.
Семья содействует не только личному спасению, но и утверждает благо среди нас и кругом нас. Каждый миг жизни надо употребить на стяжение того, что само в себе несет радость и счастье. Надо стараться, чтобы время не было прожито даром, но стремиться к тому, чтобы не только растрачивать уже имеющееся добро, но и приобретать новое.
Ждать долгие годы удобного момента и откладывать свое духовное устремление на неизвестное время нельзя – такого момента и времени можно и не дождаться. Надо, чтобы в нашей жизни каждый шаг был для приобретения неоскудеваемого сокровища. Спасение в наших руках; его можно строить в нашей мелочной каждодневной жизни.
Для искоренения зла надо извлечь из внутри то, что есть нехорошего в себе. Если представиться для этого случай в семье, в повседневной жизни, нельзя оставлять этого момента – он дан нам от всенаправляющего Благого Господа, для преодоления того, что ведет человека к несчастью.
Человек создан для счастья, и только победами каждодневными может он достигать радости такого состояния, которое несет всем и всему свет.
В этом случае вся жизнь его из внутри сияет светом, падающим на всякую каждодневную мелочь, дающим особый, иной тон всему. Тогда осмысляется жизнь и отнимается тягота, расслабляющая и убивающая, не дающая человеку активно устроить обстоятельства жизни на утверждение добра на земле.
Поэтому, для данного «Проектапсихопрофилактическойработы со студенческой молодежью по созданию здоровой российской семьи и воспитанию здорового российского поколения»основным материалом стали многие источники классической психологии и духовной литературы Православной Церкви, в том числе Библия и святое Евангелие, а также опыт святых отцов православной Церкви. Использовался многолетний опыт практической и исследовательской деятельности в области консультирования «Детско-родительских отношений и работы с семьей» самого автора данного проекта.
Проект включает в себя:
Создание Психологического Православного Центра «Умение Жить »;
Теоретико-методологическую и духовно-ориентированную концепцию;
Программу духовно-ориентированной психопрофилактической работы в данном направлении, а именно:
тренинговую работу на развитие навыков и умений, способов применения знаний в своей жизнедеятельности и профессии в том числе;
Изучение и применение 47 православных методов и целей обучения теоретического и практического в работе с семьей;
Развитие способностей и способов работы с применением технологии «Открытого пространства»;
Самостоятельная работа и обучение студента с поддержкой преподавателя-наставника;
Накопительные Кейс-стади студентов, которые будут использоваться в качестве инструментов реальной практики в работе с семьей;
Развитие и использования качества «проницательности» и принципа «фасилитации» (повышенная реакция под воздействием каких-либо повторных стимулов оказывать положительное воздействие на человека, процесс или деятельность для решения чего-либо…) в работе с детьми и семьей;
Активное обучение – обучение на основе действий, через практическую работу, с применениями умений и навыков общения с семейными парами и их детьми;
Написание научно-ориентированных коротких и длинных работ студентами по работе с семьей и детьми разного психолого-педагогического уровня развития;
Создание духовно-ориентированных клубных встреч и создание сообществ для молодых студенческих семей и их детей, а также для семей имеющих опыт семейной жизни;
Духовная и информационная поддержка молодой семье и ее психологическое православное сопровождение для сохранения и укрепления жизни во Христе;
Создание в православных традициях портфолио «Счастливая семья».
Исследовательская психологическая деятельность и применение ее результатов на практике, в реальные жизненные ситуации и христианское поведение, по вопросам затронутым научными и духовными теориями и гипотезами;
Программа подготовки квалифицированных православных специалистов по работе с православной семьей разного уровня и социального положения и воспитания детей в этих семьях;
«Проекта психопрофилактической работы со студенческой молодежью по созданию здоровой Российской семьи и воспитательной системы здорового российского поколения» в РПИ им. Св. ап. И. Богослова определяется рядом факторов:
- признанием значимости воспитания в системе образования. Образование рассматривается нами как совокупность равных составляющих – духовно-нравственных основ православного подхода в обучении, воспитании, социализации личности в жизнедеятельности. В этой триаде психопрофилактическая православная работа и воспитание играют решающую роль в формировании духовной и гражданской позиции и социальной активности православного студенчества в России;
- требованиями к личности православного человека, обусловленными современной социокультурной ситуацией, а так же Православными взглядами и нравственными основами, заложенными в Евангелии и устремленностью человека к жизни во Христе:
быть духовно-развитым и нравственно способным нести послушание за свое поведение, мышление, трудовую деятельность, а так же и за близких людей, принимать ответственность за содержание своей жизнедеятельности в чистоте, порядочности и духовной устремленности к пониманию жизни во Христе и почитании старшего поколения;
быть социально мобильным, инициативным, уметь самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, уметь сотрудничать;
участвовать и жить в гражданском обществе, правовом государстве, проявлять свое православное мировоззрение всоздании православной семьи и через воспитание нового духовно-ориентированного поколения;
Восстанавливать духовные традиции православной семьи, воспитания детей, почитающих старших;
- необходимостью учета современных тенденций развития мирового сообщества, таких, как расширение информационной православной среды, возможная смена человеком в течение жизни нескольких специальностей, расширение возможности самореализации в масштабах мирового православного сообщества;
- модернизацией системы высшего образования, тенденциями которого являются обновление содержания, вариативность организации, внедрение современных технологий обучения, переход к двухступенчатой системе высшего профессионального образовании, интеграцией отечественной системы образования в мировой образовательный процесс (так называемый Болонский процесс);
- необходимостью упорядочениястихийной социализации учащейся молодёжи. Современный православный студент – это суверенная личность, имеющая свой индивидуальный стиль поведения во Христе, личной жизни, собственный уровень духовного развития и интереса становления по православным традициям и канонам. Все это требует создания необходимых условий для развития духовной жизни личности студента и умения на нее настроится по Святителю Ф. Затворнику и И. Лествичнику.
В учебно-воспитательной работе в современном ВУЗе необходимо учитывать в целом черты современной молодёжной культуры, которые связаны не столько с возрастными особенностями студентов, а обусловлены современными процессами в стране, реакцией на критическое отношение к ценностям предшествующих поколений, которым оно противопоставляет свою специфику ценностей, стереотипов, стиля жизни.
Следовательно, в ВУЗЕ православного направления необходимо это учитывать, совершенствуя учебно-воспитательный подход с учетом духовных взглядов И. Кронштадского, игуменьи Таисии, протоирея В. Свенцицкого. А так же И. Лествичника, Ф. Затворника, И. Брянчанинова и всех святых, чей опыт позволяет стремиться жить по заповедям Божьим, с послушанием во Христе, с молитвенностью.
В качестве таковых можно отметить следующие духовные особенности, которые необходимо внести в общение профессорско-преподавательскую деятельность со студентами:
- Порядок, простота и смирение в общении между студентами и отношения студента к преподавателям и начальствующим.
- Преподобный Антоний Оптинский поучал: «христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всего похож на Христа».
- «ропота на Бога остерегаться нужно и бояться как смерти, ибо Господь по великому милосердию Своему, все грехи наши долготерпеливо терпит, но ропотливости нашей не выносит милосердие Его».
- «Во всяком горе, и в болезни, и в скудости, и в тесноте, и в недоумении, и во всех неприятностях – лучше меньше думать и разговаривать с собой, а чаще с молитвой, хотя краткой, обращаться ко Христу Богу и пречистой Его матери, через что дух горького уныния отбежит, и сердце исполнится упования на Бога и радости».
- «Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилось тебе неприятность, ты скажи: «Стерплю это я для Иисуса Христа!» Только скажи это, и тебе будет легче, ибо имя Иисуса Христа сильно. При нем все неприятности утихаю, бесы исчезают. Утихает и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи, даждь ми зрети моя согрешения; Господи, даждь ми терпение. Великодушие и кротость».
Духовные особенности перечислены не все, однако эти взгляды необходимо воспитывать у студентов для глубокого понимания ими основ духовно-нравственного образования и воспитания себя как специалистов в области работы с людьми, особенно по работе с молодой семьей и воспитанием молодого поколения.
Образовательная система ВУЗа, РПИ им. св ап. И. Богослова, предполагает создание современной православной системы с новыми методологическими подходами к пониманию процесса и самоопределения в университете молодого специалиста в квалифицированного.
Квалифицированному специалисту необходимы знания многообразных моделей и технологий воспитательной деятельности с детьми, с учетом православных традиций и духовно-нравственного опыта святых отцов и духовенства.
Библиографическая ссылка
Ридецкая Ольга Григорьевна, тренер-консультант,доцент психологического факультета РПИ им. св. ап. И. Богослова, кандидат психологических наук.
ПРОГРАММА ПРОЕКТА «ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РОССИЙСКОГО ПОКОЛЕНИЯ». // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5539 (дата обращения: 23.12.2024).