Заочные электронные конференции
 
     
Налог на прибыль: налоговое администрирование в Тюменской области и пути его совершенствования
Мишенина М.С., Обухова П.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Мишенина М.С., Обухова П.А.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Основными показателями, характеризующими налоговое администрирование по налогу на прибыль в Тюменской области являются:

  • объем поступлений налога на прибыль;

  • динамика задолженности по налогу на прибыль;

  • количество проверок по налогу на прибыль и их результаты.

Динамика поступлений налога на прибыль в бюджет Тюменской области представлена в табл.1.

Таблица 1. Динамика поступлений налога на прибыль в бюджет Тюменской области в 2005-2009 г. (млн. руб.)*

Налог/год

2005

2006

2007

2008

2009

Налог на прибыль организаций

17 651,5

8 963,8

12 201,4

15 666,7

12 271,4

*Источник: данные годовой отчетности УФНС России по Тюменской области за 2005-2009 гг.

URL: http://www.r72.nalog.ru

В 2006 г. поступление налога на прибыль в бюджет Тюменской области по сравнению с 2005 г. уменьшилось в 2 раза. По итогам 2008 г. поступления по налогу на прибыль несколько выросли по сравнению с предыдущим годом, что обусловлено, прежде всего, тем, что собираемые объемы налога на прибыль очень зависят от цен на нефть и газ. Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля обеспечивают значительную долю поступлений налога на прибыль организаций в бюджет Тюменской области [6].

В 2009 г. вследствие негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику области в целом снижаются плановые объемы поступлений по всем налоговым и неналоговым доходным источникам.

Следующим важным показателем, характеризующим эффективность налогового администрирования налога на прибыль по Тюменской области, является величина задолженности по налогу на прибыль. Динамика изменений представлена в табл. 2.

Таблица 2. Динамика задолженности по налогу на прибыль в бюджет Тюменской области в 2006-2009 г. (млн.руб.)*

Задолженность/год

2006

2007

2008

2009

Задолженность по налогу на прибыль

443,5

364,8

349,1

912,9

Реструктурированная

1,2

1,1

1,1

1,9

Приостановленная к взысканию

128,6

92,5

55,6

449,9

*Источник: данные годовой отчетности УФНС России по Тюменской области за 2006-2009 гг.

URL: http://www.r72.nalog.ru

Представленные в табл. 2 данные свидетельствуют, что в целом задолженность по налогу на прибыль в период 2006-2008гг. имеет тенденцию уменьшения. Эти данные позволяют охарактеризовать результаты деятельности налоговых органов в Тюменской области как положительные. Однако в 2009 году задолженность по налогу на прибыль резко возросла. Это можно объяснить тем, что сальдированный финансовый результат предприятий в целом по экономике имеет отрицательное значение.

Эффективность налогового администрирования по налогу на прибыль, несомненно, определяется состоянием и уровнем налогового контроля, основные показатели этой стороны деятельности представлены в табл. 3.

Таблица 3. Результаты проверок, проведенных налоговыми органами Тюменской области в 2006-2009 гг.*

Показатель/год

2006

2007

2008

2009

Количество выездных проверок организаций (ед.)

1237

752

548

519

Доначислено платежей по результатам проверок организаций (тыс. руб.)

930106

1062236

1023163

2822373

*Источник: данные годовой отчетности УФНС России по Тюменской области за 2006-2009 гг.

URL: http://www.r72.nalog.ru

Поскольку количество выездных проверок значительно уменьшилось, а доля взысканных средств увеличивается, то показатели налогового контроля в целом по Тюменской области можно охарактеризовать как положительные.

Итоги контрольных мероприятий по налогу на прибыль являются отражением принципиальных изменений в содержании и методах организации и проведения налогового контроля. Введение с 2002 года нового порядка исчисления и уплаты налога на прибыльобусловило необходимость усиления налогового контроля.

Изучение основных показателей, характеризующих эффективность налогового администрирования по налогу на прибыль в Тюменской области позволяет сделать вывод, что результаты деятельности налоговых органов Тюменской области в целом положительны, т.е. методы, применяемые в части налогового администрирования налога на прибыль эффективны.

Но все-таки существует ряд проблем налогового администрирования по налогу на прибыль, характерных как для Тюменской области, так и для РФ в целом.

Можно предложить следующие пути совершенствования налогового администрирования по налогу на прибыль:

  • ввести минимальный налог на прибыль организаций;

  • сократить количество различий между налоговыми и бухгалтерскими учетными процедурами;

  • рассмотреть возможность предоставления права «сверхускоренной амортизации» для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность;

  • рассмотреть порядок откладывания уплаты налога;

  • внести изменения в НК РФ.

Анализ основных проблем в области налогообложения прибыли показал, что российские компании не заинтересованы в максимизации налогооблагаемой прибыли в учете, а наоборот, стремятся к формированию убытка, поскольку могут переносить полученный убыток на будущее в течение 10 последующих лет. Данным принципом пользуются многие организации, а это в свою очередь не отражает реальную финансовую картину на предприятиях, приводит к сокрытию прибыли от налогообложения и выпадению налоговых доходов бюджетов.

Одним из эффективных инструментом решения этой проблемы является использование зарубежного опыта в части введения минимального налога на прибыль организаций. Оптимальный уровень минимального налога составляет около 4% от выручки. Таким образом, независимо от результатов деятельности после применения всех экономически обоснованных вычетов, налогоплательщики будут уплачивать фиксированную сумму налога. Вновь созданные компании в течение первых двух лет должны освобождаться от его уплаты. Уплата в обязательном порядке минимального налога на прибыль организаций будет стимулировать налогоплательщиков становиться прибыльными компаниями.

В доходную часть бюджета за счет введения минимального налога на прибыль организаций уже в 2010 году поступило бы дополнительных средств на сумму около 446 млрд. руб. Данный прогноз отражен в табл. 5.

Таблица 5. Прогноз налогового эффекта от введения минимального

налога на прибыль организаций на 2010 год*

Показатель/ год

2010

Налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, млрд. руб.

2344,6

Среднее значение налогооблагаемой базы, млрд. руб.

9769,2

Выручка от реализации продукции (по данным налогового учета), млрд. руб.

69779,8

Поступления в бюджет в случае введения минимального налога на прибыль организаций (4%), млрд. руб.

2791,2

Налоговый эффект от введения минимального налога на прибыль организаций, млрд. руб.

+446,6

в % к ВВП

1,00

*Источник: URL: http://www.nalog.ru

Еще одной проблемой, приводящей к недоимке налога на прибыль в бюджете Российской Федерации, является сложная система его расчета. Необходимость ведения параллельной системы учета приводит не только к снижению эффективности налогового контроля, но и к тому, что многие налоговые преференции не способствуют стимулированию хозяйственной активности по отдельным приоритетным видам деятельности, определяемым государством [5].

От налоговых органов при проведении проверок требуется крайне трудоемкая и требующая больших интеллектуальных затрат процедура изучения существующей в организации системы налогового учета и оценки ее соответствия требованиям налогового законодательства. Для упрощения системы отчетности по налогообложению прибыли необходимо минимизировать количество различий между налоговыми и бухгалтерскими учетными процедурами. При этом снижение трудоемкости организации налогового учета никак не должно снизить эффективность налога на прибыль организаций.

При оптимизации налогового администрирования налога на прибыль можно выделить два направления:

  • минимизация суммы налога - предполагает выбор таких способов налогового учета, которые дают минимальную величину налоговой базы, т.е. признание доходов по минимуму, а расходов – по максимуму;

  • откладывание уплаты налога – заключается в том, чтобы выбрать такие способы налогового учета, которые позволяют признавать налоговую базу в самый поздний из возможных моментов.

Первое направление связано с образованием постоянных налоговых разниц, второе - временных. При этом нормы, приводящие к временным налоговым разницам, должны прописываться в более свободных формах, оставляя возможность налогоплательщикам самим определять сроки признания доходов и расходов. Возможность более раннего или более позднего признания доходов и расходов, чем это предусмотрено в бухгалтерском учете, не снизит эффективность налога на прибыль организаций. Вместе с тем, это позволит существенно снизить трудоемкость учетного процесса [3,c.143].

Еще одной проблемой является развитие регионов и муниципалитетов в условиях их ограниченных возможностей в формировании необходимого объема бюджетных ресурсов. В этой связи, целесообразно в Налоговый кодекс РФ внести соответствующие поправки. Во-первых, для укрепления прав и ответственности местных органов власти следует восстановить ту часть ставки отчислений от на­лога на прибыль организаций, которая зачислялась в бюджеты муниципальных образований. Во-вторых, представляется целесообразным устано­вить право региональных органов власти умень­шать установленную федеральным законодательством ставку отчислений от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ вплоть до полного освобождения от его уплаты.

При установлении пониженной ставки налога на прибыль на региональном уровне, в целях повышения заинтересованности предприятий в активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, ставку целесообразно снижать, применяя так называемый «прогрессивный метод». Интервал снижения ставки должен зависеть от объема инвестиций. Расчеты по снижению ставки налога должны производиться индивидуально для каждого региона с учетом приоритетов специфики его экономического развития. При этом следовало бы предусмотреть в федеральном законодательстве, что налоговая льгота в форме снижения ставки налога может предоставляться только тем налогоплательщикам, которые не только зарегистрированы, но и осуществляют деятельность в сфере материального производства на соответствующей территории [1,c.321].

Применение данного предложения позволит предприятиям наращивать свой производственный потенциал, что в перспективе, приведет к увеличению доходов бюджета соответствующего уровня.

Решение задачи более равномерного распределения налоговой нагрузки на разные сферы экономики осуществляется с применением расчетной ставки налога на прибыль организаций при налогообложении крупных компаний, имеющих высокий уровень рентабельности.

В целом прирост поступлений налога в связи с введением налога на сверхприбыль оценивается в размере 75,2 млрд. руб. ежегодно [5].

Оценка «амортизационной премии» приводит к выводу, что обязательным условием права использования указанной преференции должна быть обязанность налогоплательщиков использовать накопленные средства на реализацию проектов, связанных с воспроизводством основных фондов, внедрением новых образцов технологического оборудования, расширением производственных мощностей, т.е. должен быть определен строго целевой характер его использования. Кроме того, следует рассмотреть возможность предоставления права «сверхускоренной амортизации» для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность, поскольку оборудование, используемое ими, обладает высокой стоимостью и достаточно длительным нормативным сроком службы [2, с.57].

Предложенные меры по совершенствованию налогового администрирования налога на прибыль будут способствовать укреплению доходной базы бюджетов всех уровней и повышению эффективности налога на прибыль организации как инструмента регулирования и стимулирования экономической активности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гончаренко Л. И.Налоговое администрирование. - КноРус, 2009. -446с.

  2. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: Учеб.пособие. – М.:Омега-Л, 2009. - 198с.

  3. Пономарев А. И., Игнатова Т. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 357с.

  4. Российский статистический ежегодник 2009: Стат. сб./Росстат. –М., 2009. - 105с.

  5. URL: http://www.nalog.ru

  6. URL: http://www.r72.nalog.ru

Библиографическая ссылка

Мишенина М.С., Обухова П.А. Налог на прибыль: налоговое администрирование в Тюменской области и пути его совершенствования // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5270 (дата обращения: 25.12.2024).



Сертификат Получить сертификат