ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Пашнева М.В.
Тюменский государственный университет, МОУ СОШ № 25
Тюмень, Россия
В соответствии с концепцией модернизации образования и федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды" можно отметить, что современная школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, способные к саморазвитию и самообразованию личности, умеющие принять самостоятельные решения, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Очевидно, что достижение цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями, навыками и умениями.
В данной статье хочу поделиться опытом работы, используя метод проектов на уроках интегрированного школьного компонента Информационные технологии в географии в 7-х классах. Не секрет, что у многих школьников проблемой является недостаточная сформированность умений и навыков работы с информацией. Учащиеся испытывают трудности при работе с информацией. Трудности возникают при самостоятельном поиске, отборе и структурировании необходимого материала. Что в свою очередь вызвано, недостаточностью использования информационных средств обучения географии в 7-х классах. Таким образом, формирование информационных компетенций на уроках географии с применением проектного метода имеет большое значение для реализации стандартов второго поколения.
К информационным компетенциям относятся:
1.Адекватность восприятия устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
2.Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
3. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
4. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).
5. Составление планов, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
6.Умение преобразовывать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
7.Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
8.Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). 9.Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
10. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.). Выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
11. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Прежде всего, необходимо составить тематическое планирование интегрированного курса в соответствии с тематическим планированием по предмету география, учитывая, что ребята должны приобрести навыки работы с программой Microsoft Power Point, следует внести несколько уроков на усвоение навыков создания слайдов и работы с ними. Примерно 70 % времени курса посвящается работе над проектом с разработкой презентации.
Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив публичных выступлений и чувство соперничества.
Деятельность учащихся основывается на групповом взаимодействии, которое является не только формой обучения, но и естественным компонентом учебного процесса. Состав участников группы определяется: уровнем обученности, коммуникабельностью, инициативностью, работоспособностью, интересами учащихся и другие. В зависимости от темы проекта и интересов школьников состав участников может меняться. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно разрабатывают проект группы из 3-4-х человек. Таким образом, в классе образуется 4-5 групп, работающие по определенной теме.
Работа над проектом проводится в несколько этапов, в зависимости от планируемого результата. В некоторых случаях работа над проектом может занимать несколько уроков, в нашем случае курс рассчитан на 2 четверти, что дает возможность изучить программу и методику построения проекта.
Этапы работы.
8 уроков посвящается изучению программы Microsoft Power Point.
Данный этап посвящается теоретическому усвоению метода проектов, выбор тем и разделение на группы.
Подготовительный этап создания проекта рассчитан на поиск информации.
Методологическая основа проекта включает в себя выдвижение проблемы, цели, задачи, гипотезы, объекта и предмета исследования, выбор методов исследования, этапов исследования и предвидится ожидаемый продукт проекта.
Оформление проекта происходит как в классе, так и дома. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, любому предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.
Защита проектов в виде презентации очень ответственный этап работы, который формирует умения выступления перед аудиторией.
В ходе данного курса формируются не только информационные компетенций, но также учебно-познавательные, коммуникативные, ценностно-смысловые, общекультурные. Но особый упор на уроках был направлен на формирование и отслеживание наличия информационных компетенций. В результате данного курса уроков значительно улучшается качество обучения по географии, мотивация к предмету у детей увеличивается, формируются интегрировано учебно-познавательные компетенции, и особенно информационные. Таким образом, курс географии с применением метода проектов в 7-х классах реализует стандарты второго поколения.
Библиографическая ссылка
Пашнева М.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5180 (дата обращения: 22.12.2024).