Заочные электронные конференции
 
     
Лицейское научное экологическое общество "Зеленый Мир"
Титкин Г.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Программа учебных занятий

Лицейского научного экологического общества

Зеленый мир”

Образовательная область: эколого-биологическая

Автор: Титкин Григорий Иванович, учитель географии

Информационная карта к авторской программе

Название программы: Программа учебных занятий лицейского научного экологического общества “Зеленый мир”

Продолжительность освоения программы 1 учебный год

Возрастной диапазон начала освоения программы 14-17 лет

Образовательная область: эколого-биологическая

Уровень освоения программы: углубленный

Тип программы: ориентационная

Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации

Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная, с индивидуально-коллективным подходом

Плохо то, что мы до сих пор не сумели

осознать, что являемся частицей большого

и неделимого целого. Слишком долго мы

играли роль Хозяина рыб в море, птиц в небе,

всего живого, что населяет Землю.

Мы так и не сумели понять, что не Земля

принадлежит нам, а мы принадлежим Земле.

Рольф Эдберг.

Пояснительная записка

При изучении школьных естественнонаучных дисциплин необходим экологический подход. В предлагаемом курсе учебных занятий основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную тревогу о состоянии природной среды и перспективах развития цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение атмосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.

Современные вопросы экологии и охраны окружающей среды рассматриваются на примере Москвы и Московской области, и, где это необходимо, на примере краеведческого материала – применительно к муниципальному району «Ярославский».

Занятия в лицейском экологическом обществе дадут учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций.

Программа апробировалась на базе средней школы № 27 г. Мытищи в 2002 году.

В настоящий момент программа действует на постоянной основе.

Материалы, полученные в процессе занятий общества помогут учащимся 9-11 классов лучше понимать экологические проблемы родного края, сформировать экологическое мышление и окажут большую помощь в изучении школьного курса экологии, биологии и географии.

Программа занятий лицейского экологического общества рассчитана на 1 год из расчета трех занятий (3 академических часа) в учебную неделю. Практические работы, проблемные конференции и экскурсии проводятся по мере изучения предложенных тем.

Необходимые организационные условия и материально - техническое обеспечение

  1. Материально - техническое обеспечение.

Здание Лицея информационных технологий № 1537 включает все необходимые классные комнаты, хорошо оборудованные кабинеты биологии и химии.

Лицейская территория включает в себя учебно-опытный участок, цветники, спортивную площадку, заложен сад с большим видовым разнообразием.

Для реализации образовательно-исследовательской программы “Экология” администрацией Лицея изысканы возможности возмещения затрат на:

- организацию дальних экологических экскурсий;

- приобретение учебных комплектов по экологии;

- доукомплектование оборудованием (в первую очередь оптическими устройствами);

- организацию природоохранных мероприятий;

- оргтехнику, расходные материалы, канцтовары.

2. Организация образовательного и воспитательного процессов в рамках реализации Программы строится на:

а) системообразующих, образовательных принципах:

* Научности - Приобщение к глобальному и интегративному миропониманию, экосистемному строению среды обитания человека и человечества.

Знакомство с разнообразием и усложнением связей человечества с биосферой и Космосом. Ноосфера - Биосфера - Земля - Космос как этапы эволюционного развития.

* Гуманистичности - Представление Природы как уникальной ценности и воплощения вечных начал красоты и гармонии. Повышение уровня естественного отношения до уровня духовного, ответственного. Воспитание ответственного мышления и экологической культуры.

* Прогностичности - Воспитание потребности заботы о будущем. Прогнозирование возможных путей развития человека и биосферы. Концепция устойчивого развития биосферы и человечества.

*Уровневого отбора информации - Сочетание факторов глобального, регионального и локального уровней, образцов мировой культуры и культуры родного края. Создание условий взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер личности.

* Деятельностный - Посильное участие каждого в решении экологических проблем. Становление экологической ответственности как линии поведения личности.

б) поэтапном развитии уровней познания:

* Знание - знает сущность понятия и особенность различных экосистем, определяет методы их исследования.

* Понимание - привлекает для характеристики экосистем соответствующие законы, теоретические положения экологии и других наук, разграничивает уровни экосистем, их свойства и функции, характеризует их изменения под влиянием деятельности человека.

* Применение - применяет для характеристики экологических процессов естественнонаучные, социальные, нравственные, правовые аргументы. Обосновывает предписания и запреты в поведении человека в природопользовании.

* Оценка - оценивает экологическую ситуацию с точки зрения полноты предложенных данных, необходимых для ее решения. Оценивает состояние местных экосистем.

в) этических принципах:

* Принцип единства - все мы являемся частью Природы.

* Принцип смирения - мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.

* Принцип уважения к Природе - каждое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени полезности для нас.

* Принцип сотрудничества - наша роль не в завоевании Природы, а в сотрудничестве с ней.

* Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной исчезновения каких - либо видов, существующих в Природе. Земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет. Истощенная Земля - истощенная экономика.

* Принцип непосредственного опыта - лучшего учителя - чтобы любить и понимать Природу и себя, вначале надо познать, чувственно воспринять, практически исследовать все компоненты Природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевидению недостаточно.

Структура программы

Часть I (вводная). Содержит основные проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе занятий, раскрывает перспективы экологической науки; знакомит учащихся с основными терминами, принятыми в экологии. Основной теоретический материал содержит следующие компоненты: экология как предмет, экология как широчайшая синтетическая наука, общая экология, частная экология, глобальная экология, окружающая среда, природная среда окружающая среда и современное общество.

Часть II. Рассматривается абиотический аспект взаимодействия организмов с окружающей средой. Основные компоненты: периодичность температурного фактора; жизненные формы растений в зависимости от температурного фактора, адаптации; солнечный свет и его составляющие; экологические характеристики света; группы растений по их отношению к свету, фотопериодизм; вода (свойства и классификация организмов по отношению к воде); экологические свойства атмосферного воздуха и их значение для организмов; свойства почв и их роль в жизнедеятельности организмов; фитоиндикация почв; почва - среда жизни; взаимодействие экофакторов; формы биотических отношений; наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов; понятие "биосфера", "биомасса", "энергетика биосферы"; водная среда и ее биота; автотрофное звено сухопутных местообитаний; круговорот воды и ее баланс; химические элементы в биосфере; биогенная миграция и круговорот химических элементов.

Часть III. Основные компоненты: термин "природные ресурсы"; водные ресурсы планеты, России, родного края; хозяйственное водопользование; ресурсная база Мирового океана; биологические ресурсы суши; почвенные ресурсы России и родного края; ресурсы сырья и энергии; рациональное и нерациональное природопользование.

Часть IV. Основные компоненты: разнообразие заповедных объектов; понятия - биосферный заповедник, национальный парк, заказники, зоны покоя, буферные зоны, памятники природы, уникальные ландшафты, искусственные природные объекты; "красные" книги - основные принципы и положения.

Часть V. Основные компоненты: геомагнитное поле; космическое излучение; ионизирующее излучение; земная радиоактивность; землетрясения; вулканическая деятельность; цунами; ураганы и смерчи; наводнения; засуха.

Часть VI. Основные компоненты: демография как наука; демографические проблемы и возможности биосферы; прогнозы и перспективы; демографическая ситуация и продовольственная проблема; пути решения продовольственной проблемы; основы знаний о антропогенном загрязнении биосферы; атмосфера: смог и кислотные осадки; гидросфера: органическое и неорганическое загрязнение, pH воды; почвы: загрязнение ТМ, нитраты и пестициды как загрязняющий фактор; радиоактивное загрязнение биосферы; тепловое загрязнение оболочек Земли; шум как загрязнитель среды обитания; электромагнитное воздействие на биосферу; война - губительный для биосферы фактор; международная деятельность по охране окружающей среды и природоохранительного просвещения.

Основные требования к знаниям

и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия: глобальная экология, мониторинг, ландшафт, антропогенный ландшафт, демография, заповедные объекты, биосфера, биомасса, природные ресурсы, биологические ресурсы, антропогенное воздействие, рациональное и нерациональное природопользование;

  • последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почвы, биоту;

  • характерные черты различных видов антропогенного воздействия на природу Московской области;

  • взаимосвязи экологии с другими естественными науками;

  • целостность человека и природы;

  • теоретическое и практическое значение экологических знаний;

  • основные метолы контроля за состоянием окружающей среды;

  • причины экологического кризиса;

  • природоохранные проблемы родного края и возможные пути улучшения экологической обстановки;

  • ценности и нормы, определяющие гуманистическую ориентацию людей в решении глобальных проблем человечества;

  • необходимость личного участия в решение отдельных природоохранных задач.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем;

  • аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций;

  • самостоятельно анализировать различные экологические ситуации;

  • прогнозировать развитие событий в природоохранном аспекте на примерах родного края;

  • элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;

  • анализировать литературу и составлять конспекты и рефераты;

  • грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;

  • составлять экологическую характеристику местности;

  • оценивать природные и биологические ресурсы родного края;

  • объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Главные критерии в организации исследовательской работы

  1. Полная самостоятельность в выборе темы для самостоятельных исследований. Соблюдение этого условия позволяет учащемуся выбрать направление работы «по интересам», что делает ее выполнение более продуктивным.

  2. Наличие современной литературной, методической и программной базы для проведения научно-исследовательской работы, без которой невозможно ее начать, и, что самое главное, получить исходный результат на наиболее высоком научном уровне. Учащимся предлагается на первых этапах подготовки уделить внимание разнообразной теоретической и практической литературе, а также оценить уже имеющуюся методику проведения выбранной работы.

  3. Всестороннее привлечение к исследовательской и лабораторно-практической работе в качестве научного консультанта – специалиста в данной области, поскольку он, как никто другой, может, с точки зрения современной теории и практики, вести исследование в научном русле.

Материал, который входит в номенклатурный состав исследовательских работ отвечает следующим главным требованиям:

  • познавательной и практической значимости в системе знаний, умений, навыков;

  • возможности создания на его основе проблемной ситуации и постановки проблемы;

  • безопасности при постановке эксперимента или опыта;

  • простоты и доступности выполнения и понимания проделываемой работы;

  • наглядности;

  • актуальности.

Тематическое планирование

работы лицейского научного экологического общества

Лекционные занятия

Часть I. Экология: основные понятия и предмет исследования

Основные представления об экологии. Краткий обзор истории экологических наук.

1 час

Экология и управление природными ресурсами. Будущее экологии

1 час

Термины, принятые в экологии

1 час

Количественные и качественные показатели в экологии

1 час

Часть II.Среда и условия существования организмов. Биосфера

Раздел 1. Среда и экологические факторы абиотического типа

1 час

Температура и солнечный свет

1 час

Вода (свойства и классификация организмов в зависимости от потребностей в воде)

1 час

Атмосфера (состав и его значение для живого)

1 час

Почвенный покров Земли (почва среда жизни, орографические и эдафические факторы)

1 час

Взаимодействие экологических факторов (обобщение)

1 час

Раздел 2. Биотические факторы и типы взаимоотношений организмов

1 час

Формы биотических отношений

1 час

Наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов

1 час

Раздел 3. Биосфера

1 час

Живое вещество биосферы

1 час

Водные и сухопутные местообитания. Экосистемы

1 час

Круговорот веществ и химических элементов в биосфере

2 час

Часть III.Природные ресурсы

Раздел 1. Природные ресурсы гидросферы

1 час

Ресурсная база Мирового океана

1 час

Хозяйственное водопользование

1 час

Раздел 2. Ресурсы суши

1 час

Биологические ресурсы

1 час

Почвенные ресурсы

1 час

Ресурсы сырья и энергии

1 час

Часть IV.Охрана растительного и животного мира. Заповедные объекты

Заповедники: критерии и характеристика

1 час

Заповедные объекты Пензенской области

1 час

Красные книги. Основные принципы и положения

2 час

Часть V. Естественные факторы воздействия на биосферу

Геомагнитное поле. Космическое излучение

1 час

Землетрясения. Вулканическая деятельность. Цунами

2 час

Ураганы. Смерчи. Наводнения

2 час

Засуха

1 час

Часть VI.Воздействие человека на биосферу и охрана природы

Раздел 1. Демографические проблемы и возможности биосферы

1 час

Демографические прогнозы и перспективы

1 час

Народонаселение и продовольственная проблема

1 час

Раздел 2. Антропогенное загрязнение биосферы

1 час

Загрязнение атмосферы. Смог. Кислотные дожди

2 час

Загрязнение гидросферы. Кислотность воды

1 час

Загрязнение почв. Нитраты. Пестициды. Кислотность

2 час

Радиоактивное загрязнение планеты

1 час

Радиоактивное загрязнение России

1 час

Тепловое загрязнение

1 час

Шум как загрязнитель окружающей нас природы

1 час

Воздействие на человека электромагнитных излучений

1 час

Война – губительный для биосферы фактор

1 час

Международная деятельность по охране окружающей среды

1 час

 

итого 52

Проблемные конференции

Биосфера - хрупкое естественное образование?

1 час

Природные уникумы Московской области

1 час

Антропогенные ландшафты Мытищ - зло или благо?

1 час

Нужны ли красные книги Московской области?

1 час

Особо охраняемые территории Московской области

1 час

Естественные факторы воздействия на биосферу

1 час

Воздействие человека на биосферу

1 час

Антропогенное загрязнение оболочек Земли на примерах родного края

1 час

Главные принципы охраны природы Московской области

1 час

Для чего нам генофонд животных и растений?

1 час

 

итого 10

Практические работы

  1. Кислотность различных сред и растворов (Т)

1 час

  1. Определение кислотности почвенного образца

1 час

  1. Методика отбора проб снега и определение кислотности снежного покрова

1 час

  1. Наблюдения за прозрачностью атмосферы в различное время суток

3 часа

  1. Методики контроля за радиоактивным фоном в помещении (Т)

1 час

  1. Исследование радиационного фона различных ландшафтов

2 часа

  1. Демонстрация способности СО2 поглощать ИФ-излучение (“парниковый эффект”)

1 час

  1. Методики исследования содержания тяжелых металлов в продуктах питания (Т)

1 час

  1. Исследование пищевой металлической упаковки на избыток свинца

1 час

  1. Влияние коррозии металлов на загрязнение окружающей природы

1 час

  1. Отработка методик поиска геопатогенных участков города Мытищи (Т)

2 часа

  1. Изучение влияния оксида серы (IV) на растения

3 часа

  1. Основы биоиндикации на основе липы

2 часа

  1. Оценка микроклимата лицейского помещения

1 час

  1. Оценка микроклимата жилой комнаты

1 час

  1. Составление экологической карты окрестностей лицея

3 часа

 

итого 25

Экскурсии в природу

12 часов

Итого: 99 академических часов + резервное время 3 часа

(Т) - теоретическое занятие, основанное на сообщениях учащихся

Методические особенности проведения

отдельных практических работ

Практическая работа № 2.

Тема: Определение кислотности почвенного образца.

Оборудование:

Стакан химический (100-150 мл) или пробирки, мерный цилиндр (с метками), 10-% раствор KCl, универсальная индикаторная бумага со шкалой значений pH.

Ход работы:

  1. 20 г измельченной почвы поместить в колбу и прилить к ней 50 мл хлорида калия;

  2. полученную почвенную суспензию тщательно взболтать и отфильтровать;

  3. фильтрат поместить в пробирку и опустить в него полоску индикаторной бумаги;

  4. сравнить полученную окраску со шкалой и определить значение pH;

  5. сделать вывод о кислотности почвенного образца.

Практическая работа № 6.

Тема: Исследование радиационного фона различных ландшафтов.

Оборудование:

Бытовой дозиметр "Мастер-1" или комбинированный дозиметр РКСБ-104, дневник наблюдений.

Ход работы:

  1. включить прибор и поместить его рабочую часть в 7-10 см от исследуемой поверхности;

  2. провести цикл измерения радиационного фона (около 28-30 сек.);

  3. записать результат с табло прибора в дневник наблюдений и временно отключить прибор;

  4. через 1-2 минуты повторить предыдущую операцию в той же последовательности;

  5. сделать 4-5 замера в выбранной точке и вычислить среднее значение радиационного фона;

  6. сравнить результаты измерений в учебной комнате, в лесопосадке и на лугу и сделать вывод.

Практическая работа № 7.

Тема: Демонстрация способности СО2 поглощать ИФ-излучение (“парниковый эффект”).

Оборудование:

две колбы по 0,5 л., заполненные одна СО2, а другая - воздухом; два термометра, электронагреватель.

Ход работы:

  1. закрыть колбы поролоновыми пробками, в которые вставлены одинаковые термометры;

  2. снять показатели с обоих термометров;

  3. включить в непосредственной близости от колб (25-55 см, в зависимости от мощности) электрообогреватель;

  4. через 5-7 минут выключить обогреватель и записать показания термометров;

  5. по скорости нагревания и температуре сделать вывод о способности поглощения ИФ-излучения воздухом и углекислым газом.

Практическая работа № 9.

Тема: Исследование пищевой металлической упаковки на избыток свинца.

Оборудование:

консервная крыша (банка), уксусная кислота (40-% раствор), йодид калия KJ (4-% раствор).

Ход работы:

  1. очистить объект исследования от жира ватой, смоченной эфиром;

  2. второй кусочек ваты смочить 40-% уксусной кислотой и приложить на 3-4 мин. на очищенное место;

  3. на то же место приложить вату, смоченную 4-% раствором KJ;

  4. пожелтение ваты указывает на примесь свинца выше нормы (более 1 % при норме 0,04 %).

Практическая работа № 12.

Тема: Изучение влияния оксида серы (IV) на растение.

Оборудование:

два молодых, одинаковых по возрасту растения, медная проволока, 10-15 мл конц. серной кислоты, химический стакан, два стеклянных колпака (большой и маленький).

Ход работы:

  1. под стеклянный колпак помещаются два растения, одно из которых вторично накрывается вторым колпаком;

  2. для получения диоксида серы в химический стакан наливается серная кислота и в нее помещается медная проволока;

  3. стакан с кислотой и проволокой помещают под большой колпак;

  4. в течение нескольких дней ведутся наблюдения и на 8-9 день результаты записываются в тетрадь;

  5. сделать вывод о влиянии оксида серы (IV) на растения.

Практическая работа № 13.

Тема: Основы биоиндикации на основе липы.

Оборудование:

Пособие Тараниной Л.Ф. "Экологический практикум для студентов и школьников", стр. 36-39, живой природный материал - листья липы, взятые в разных частях города.

Ход работы:

  1. ознакомиться с материалом пункта 5 (стр. 36) пособия;

  2. рассмотреть листья липы и выделить те из них, которые имеют аномальную окраску;

  3. согласно рисунка 5 и текстового материала пособия определить степень некроза (хлороза) листьев;

  4. сделать вывод о солевом загрязнении разных частей города.

Практическая работа № 15.

Тема: Оценка микроклимата жилой комнаты.

Оборудование:

ртутный термометр, рулетка, гигрометр или психрометр Ассмана.

Ход работы:

  1. измерить температуру воздуха в помещении утром днем и в конце рабочего дня в трех точках по диагонали комнаты на высоте 0,2 м и 1,5 м, данные записать;

  2. измерить относительную влажность воздуха в помещении в течение рабочего дня через 90 мин и записывать данные;

  3. измерить общую площадь помещения и рассчитать площадь на каждого человека;

  4. сравнить полученные данные с физиологической нормой помещения и сделать вывод о комфортности помещения.

Литература

  1. Бухвалов В. Методы экологических исследований. - М.: "Варяг". 1995. 167 с.

  2. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учеб. для 10-11 кл. профил. шк. - М.: Просвещение, 1998. 270 с.*

  3. Дорогань Л., Филиппов В. Экологический практикум. - Воронеж: Изд. Воронеж. обл. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования. 2001. 39 с.

  4. Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. - М.: Гидрометеоиздат. 1984. С.5-15.

  5. Колбовский Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: "Академия развития", "Академия и К0". 2000. 255 с.*

  6. Методика экологических мониторинговых исследований организмов, популяций, сообществ. Методические рекомендации. - Пенза, 1998. 103 с.

  7. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х т. - М.: Мир. 1993.

  8. Польский Б.Н. Рассказы о почве. Пособие для учащихся. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Просвещение. 1977. 144 с.*

  9. Раймерс Н. Природопользование. М.: Мысль. 1990. С. 31-129.*

  10. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.1. - М.: "Мир". 1994. 340 с.

  11. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.3. - М.: "Мир". 1995. 294 с.

  12. Сытник К., Брайон А., Гордецкий А. Биосфера, экология и охрана природы. Справочное пособие. - Киев: "Наукова думка". 1987. С. 24-471.

  13. Таранина Л. Экологический практикум для студентов и школьников (биоиндикация загрязненной среды). - М.: "АРГУС". 1997. 80 с.

  14. Углубленное изучение экологии в школе. - Н. Новгород. 1991. 37 с.

  15. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. Учебное пособие. - М.: Просвещение. 1995. 240 с.

  16. Экология. Школьный справочник. - Ярославль: "Академия развития". 2001. 240 с.

  17. Экология и охрана природы. пособие для слушателей экологической школы. - Н. Новгород. 1991. 30 с.*

  18. Экологический практикум. - Н. Новгород. 1995. 128 с.

  19. Экология человека (словарь-справочник). Под общей ред. Н. Агаджаняна. - М.: Крук. 1997. С. 5-21.

_________________

Значком * помечена литература, рекомендованная для учащихся

Система работы по Программе «Зеленый мир»

Лицейская экологическая работа

Естествознание

Литература

История

ИВТ, математическое моделирование

География родного края, краеведение

Медицина

Физика

Химия

Биология

Технология

ИЗО, МХК

Внеурочная

экологическая

работа

Экскурсии, встречи, походы

Дни здоровья, спортивные походы

Исследовательская работа учащихся

Групповая

Индивидуальная

Краеведческий

музей

Дарвинский музей

Участники

образовательной экологической программы

Учащиеся школы

7-11 класс

Педагоги

Родители

Экологический

музей

Библиотеки города

Национальный парк

Лосиный остров и Приокско-Террасный заповедник

Минералогический

музей

Департамент образования

РМО

НПК

Институт глобального климата и экологии РАН,

Институт географии РАН

Московский

государственный

университет леса

Палеонтологический музей

Библиотека

Естественных наук РАН

Ступени развития мастерства педагогов и учащихся в рамках

реализации данной авторской экологической программы

  • Коллективные экологические мероприятия для учащихся начальной школы

  • Инициативные группы педагогов по разработке направлений развития экологического образования в ЛИТ № 1537

  • Участие учеников 5-11 классов во внутришкольных экологических конкурсах и школьной НПК

  • Семинары и совещания педагогов в рамках работы ШМО

  • Участие в тематических экологических мероприятиях МДО для учащихся 7-8 классов

  • Конкурсы стихов и фоторабот на экологическую тематику

  • Окружная НПК (75-95% работ – призёры)

  • Конкурс образовательных экологических проектов (2003/04, 2007/08 уч. год – II место)

  • Районные олимпиады по биологии и географии – 2008-09 уч. год – II,III места

  • Участие сборной команды 9-10 классов во Всероссийской Заочной биологической олимпиаде в 2003-2008 году (9, 17, 10, 11, 8 и 6 место соответственно)

  • Участие и победа коллектива педагогов школы (руководитель группы – Титкин Г.И.) во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства издательства Первое Сентября «Открытый Урок»

  • Участие в работе заседания Московского отделения Русского Географического Общества (Титкин Г.И.)

  • Помощь в организации и проведении Всемирной конференции по проблемам изменения климата (2003 год, Титкин Г.И., Титкина С.Н.)

  • Участие в работе Всемирной конференции по проблемам изменения климата Титкина Г.И. (как докладчик)

Библиографическая ссылка

Титкин Г.И. Лицейское научное экологическое общество "Зеленый Мир" // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4861 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат