Новые формы работы с родителями в детском саду по психологической подготовке детей к школе
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Одной из основных задач нашего «Центра развития ребенка» является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности.
Выбранное нами направление деятельности детского сада не явились для нас случайными, это результат анализа социокультурных условий микрорайона, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества
Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности
родителей через специальные лекции, семинары,
пособия, родительские уголки, индивидуальные
беседы, групповые консультации, дискуссии,
круглые столы.
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада
посредством организации досуговых мероприятий.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.
Основные принципы организации работы с семьей:
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду, подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
Совместные досуги, праздники.
Участие родителей в выставках.
Организация дней открытых дверей.
Выпуск газет.
Организация мини-библиотеки.
Семинары – практикумы.
Устные педагогические журналы.
Игры с педагогическим содержанием.
Занятия о профессиях, которые проводят родители.
Расскажу подробно о формах работы с родителями в детском саду и, в частности, о работе по подготовке к школе:
1. Анкетирование, тестирование, диагностика.
*Тестирование детей «Моя семья».
* Тестирование детей «Два домика».
*Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»
*Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ДОУ.
* Анкетирование родителей « Как помочь учиться?»
*По эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе.
*Выявление педагогической культуры родителей
* Выявление особенностей воспитания детей в семье
* Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?
* Определение типа детско-родительских отношений
* Игровое общение с ребенком.
Анкеты для воспитателей по подготовке к школе.
1. Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.
2. Определение стиля общения воспитателя с родителями.
3. Опросники для педагогов и родителей при проведении диагностики ребенка с неконструктивным поведением.
3.1 Карта оценки особенностей развития ребенка.
3.2 Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей.
3.3. Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей.
Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей
1. Как определить ведущую руку будущему первокласснику.
2. Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника.
*Дискуссия «Защита прав и достоинств ребенка-дошкольника».
*Родительские собрания по проблемам воспитания детей.
*Тренинги.
*Родительская школа «Успешного родителя».
*Педсоветы.
Организационные мероприятия по подготовке к школе.
Авторские программы для подготовки детей к школе *Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости), автор Т.Н. Сташкова
*Программа «Мамы, в школу собирайтесь!» (программа подготовки родителей детей-выпускников к школе) авторский коллектив.
* Педсовет - ситуативный практикум на тему «Старший дошкольник – будущий первоклассник» с участием родителей.
* Тренинг для родителей «Умеем ли мы общаться?»
* Тренинг для родителей «Развитие общительности.
* Как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игры и игрушки.
* Собрание с элементами тренинга "Родители, позаботьтесь о себе!»
* Заседание семейного клуба для родителей в форме игры «Счастливый случай».
* Беседа на родительском собрании «Не хочу делать уроки!
* Собрание «Посеять в детских душах доброту».
4. Выставки.
*Выставки детского творчества.
*Выставки творчества взрослых.
*Выставка игрушек для игр дома.
*Выставка детской литературы для семейного чтения.
*Выставка педагогической литературы для семейного чтения.
5. Наглядность.
*Рекламно-информационный стенд.
*Подборка лекций педагогов-специалистов.
*Подборка рекомендаций педагогов-специалистов.
*Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности.
*Подарки и приглашения к праздникам.
* Газета для родителей «Скоро в школу».
6. Организация праздников и развлечений.
*Подготовка детей.
*Изготовление костюмов и атрибутов.
*Исполнение ведущих ролей.
*Организация дней рождения детей.
*Участие в спортивных развлечениях.
*Фотографирование детей, видеосъемка.
7. Помощь группе.
*Оформление развивающей среды.
*Изготовление пособий и атрибутов для занятий.
*Ремонт мебели и оборудования.
*Ремонт групповой комнаты.
*Ведение кружков по интересам детей.
*Организация экскурсий.
*Спонсорская помощь.
*Дежурства в ДОУ и на участке.
Разработан психологический портрет идеального первоклассника, который помогает родителям в подготовке детей к школе.
Подобраны стихи, загадки и шарады о школе и учебных принадлежностях для чтения дома.
.
Библиографическая ссылка
Сташкова Т.Н., Сиротинская В.Н. Формы работы с родителями в детском саду по подготовке к школе // XXXI Международная электронная научная конференция "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ".
URL: http://econf.rae.ru/article/4847 (дата обращения: 22.12.2024).