Интерактивный компьютерный лабораторный комплекс как средство активизации познавательной деятельности в учебной и исследовательской работе со студентами
ИНТЕРАКТИВНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ
Жильцов А.П., Челядина А.Л.
ГОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет»
Липецк, Россия
Специальная подготовка инженеров-механиков в области металлургического оборудования имеет определенную специфику, которая характеризуется применением образовательных технологий, позволяющих студентам применить теоретические знания к решению практических задач в области инженерных расчетов, анализа технологических параметров, эксплуатационных показателей применительно к агрегатам большой единичной мощности (БЕМ), характеризующим современное металлургическое производство. При этом непременным условием является четкое понимание обучающихся, что современный уровень технологии металлургического производства требует обеспечения необходимых эксплуатационных показателей оборудования.
В этой связи необходимо обеспечение перехода от репродуктивного (традиционного) к модели интерактивного обучения на основе физического моделирования металлургических процессов в процессе занятия с применением лабораторных установок (действующих моделей агрегатов БЕМ), средств современной измерительной аппаратуры, компьютерной и интерактивной техники.
При этом для студентов-механиков наиболее важным является не определение технологических параметров процесса в принципе, а их влияние на показатели надежности оборудования.
Комплекс лабораторной, измерительной, компьютерной и интерактивной техники, например, применительно к прокатному оборудованию включает:
- электромеханический вибратор ИВ – 107А для вибраций валков при переменной скорости;
- компьютер с программой связи с вторичным электронным преобразователем и программой расчета усилий прокатки, суммарного момента и мощности привода, упругих деформаций рабочих элементов прокатной клети (стана);
- интерактивная электронная панель.
При использовании вышеперечисленного комплекса традиционное в соответствии с рабочей программой занятие на тему «Определение упругих деформаций элементов прокатной клети» проводится на тему «Исследование влияния технологических и энергосиловых параметров прокатки на жесткость клети и составляющих ее элементов». Варьируемыми параметрами при этом могут быть: марка прокатываемого материала (алюминий, свинец, медь, латунь), размеры исходных заготовок, скорость прокатки, режимы обжатий др. Используемые программы позволяют в реальном времени фиксировать на мониторе компьютера и на интерактивной панели динамику изменения реального давления металла на валки, получать расчетные значения давления и сравнивать с реальными данными, рассчитывать величины упругих деформаций, модуля жесткости клети, моменты прокатки, мощности привода.
В качестве примера на рисунке приведены фрагменты пользовательских интерфейсов при проведении лабораторно-практического занятия. Реализация предложенной методики позволяет обеспечивать необходимый уровень компетенции у студентов в умении интерпретировать результаты исследования при решении конкретных задач, развивать творческое мышление.
а
б
в
Рис. Примеры пользовательского интерфейса при:
а) определении давления металла на валки (прокатка алюминия h x b = 2,0 х 30,0 мм с обжатием 10%; б) определении давления металла на валки (прокатка свинца h x b = 4,0 х 30,0 мм с обжатием 10%; в) определении модуля жесткости клети при нагружении валков в «забое».
Библиографическая ссылка
Жильцов А.П., Челядина А.Л. Интерактивный компьютерный лабораторный комплекс как средство активизации познавательной деятельности в учебной и исследовательской работе со студентами // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4841 (дата обращения: 23.12.2024).