УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯСЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР
Кучеренко Наталья Валерьевна, канд . экон. наук, доцент кафедры менеджмента организации ПАГС (филиал г. Балаково)
Для успешного повышения эффективности производства и качества печатной информации важно рассматривать слагаемые издательско-полиграфической деятельности в неразрывной связи, в комплексе, как систему. Совокупность подсистем издательско-полиграфического комплекса – авторской среды, издательств, полиграфических предприятий, книготоргующих организаций – объединены в холдинговой структуре на основе приобретения материнским обществом большинства прав собственности в дочерних предприятиях. Названные подсистемы издательско-полиграфического комплекса обеспечивают условно-замкнутый характер холдинговой структуры и обуславливают ее работоспособность.
Издательство, обладая исключительным правом собственности над типографией и книготорговой организацией, не только участвует в получении прибыли, но и осуществляет управления всем комплексом экономических затрат. Это касается и организации бухгалтерского учета.
Учет затрат издательской деятельности осуществляется по видам, наименованиям продукции и по местам возникновения затрат. В соответствии с этим, издательскую фирму в системе учета можно охарактеризовать как центр возникновения затрат, центр ответственности и центр прибыльности.
В целях повышения наглядности отражения операций в бухгалтерском учете предположим, что редакционная обработка рукописи осуществлена в первом квартале; во втором квартале – тиражирование издания; в третьем – реализация тиража издания.
Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Эти запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату (оплата бумаги, переплетных материалов), признается сумма фактических затрат организации по приобретению, за исключением налога но добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, следующим образом:
– на стоимость приобретенных материалов
Д сч.10 «Материалы»
К сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 50000руб.;
– НДС по приобретенным материалам.
Д сч.19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям»
К сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 10000 руб.
Однако использование этих материалов в производстве происходит на предприятиях полиграфической промышленности. Поэтому отпуск материалов для тиражирования издания в издательстве отражается:
Д сч.10/ «Материалы в типографии»
К сч.10/ «Материалы на складе в издательстве» - 50 000руб.
Списание материалов на затраты, а также получение права на уменьшение или возмещение НДС из бюджета издательство может отразить в учете только после представление типографией отчета о расходах бумаги, картона и переплетных материалов и утверждения им сигнального тиража издания. В рамках консолидированного учета отпуск материалов издательством для тиражирования издания оформляется по накладной. При этом делается следующая бухгалтерская запись в учете издательства:
– услуги рекламного агентства
Д сч.20 «Основное производство»
К сч.10 «Материалы» – 5000руб.
Соответственно издательство получает право на возмещение оплаченного НДС:
– НДС на услуги рекламного агентства
Д сч.68/ «Расчеты по НДС»
К сч.19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям» – 1000руб..
Основную долю коммерческих расходов в издательстве составляет оплата услуг книготорговых организаций. Однако в условиях холдинга книжные магазины выступают его участниками, а, следовательно, в консолидированном учете затраты по реализации тиража издания они будут отражаться отдельно.
Таким образом, состав коммерческих расходов издательств сокращается до уровня рекламы изданий. А это уже прямые расходы и они отражаются следующими бухгалтерскими проводками:
– услуги рекламного агентства
Д сч.20 «Основное производство»
К сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 5000 руб.
– НДС на услуги рекламного агентства -
Д сч.19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям»
К сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками и подрядчиками» 1000 руб.
Д сч.97«Расходы будущих периодов»
К сч.20 «Основное производство» – 5000руб.
– НДС к возмещению из бюджета
Д сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»
К сч.19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям» 1000 руб.
В заключение статьи хотелось бы отметить, что консолидированный учет это не обособленный вид учета, а лишь самостоятельный раздел бухгалтерского учета, обеспечивающий системное отражение фактов хозяйственной жизни юридически самостоятельных предприятий холдинга как единого целого экономического объединения. Он позволяет на основе системного учета формировать консолидированную финансовую отчетность.
Литература:
1. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ПБУ 5/01 (в редакции приказов Минфина России от 27.11.2006 № 156н и от 26.03.2007 №26н).
2. Плотников В.С. Основы консолидированного учета: Методологические аспекты. Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 2000.
Библиографическая ссылка
Кучеренко Н.В. УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР // Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения.
URL: http://econf.rae.ru/article/4756 (дата обращения: 22.12.2024).