Заочные электронные конференции
 
     
ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РФ
Мишенина М.С.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РФ

Мишенина Марина Сергеевна, ГОУВПО ТО ТГАМЭУП

За рубежом налоговое консультирование возникло в начале 20 столетия не как самостоятельный вид консалтинга, а как часть управленческого консультирования, постепенное развитие которого привело к выделению налогового консультирования в самостоятельное направление. В период плановой экономики в СССР не было потребности в каком-либо виде консультирования, поэтому развитие налогового консалтинга в России началось с появлением рыночных отношений.

Частые изменения, вносимые в налоговое законодательство в 90-е годы 20 века – период становления налоговой системы России, требовали от налогоплательщиков определенных знаний, недостаток которых приводил к налоговым правонарушениям. В связи с этим воз­никла потребность в консультационных услугах информационного характера. Таким образом, первый этап развития налогового консультирования в РФ характеризовался появлением спроса на налоговое консультирование, которое осуществлялось специалистами экономического профиля либо аудиторами.

Второй этап развития налогового консультирования в России начался с введением первой части Налогового кодекса, что привело к привлечению внимания юристов к налоговому законодательству. С появлением юристов, специализирующихся по вопросам налогообложения, налоговое консультирование в РФ вышло на совершенно новый уровень, когда услуги только информационного и разъяснительного характера заменяются налоговым консультированием как процессом, позволяющим специалистам давать комплексные советы по налогообложению.

В процессе дальнейшего развития налоговой системы РФ государство предприняло попытку создать институт налогового консультирования, сформировав в 1999 году центральную комиссию по налоговому консультированию (ЦКНК) МНС России. Комиссия была создана для обеспечения высокого уровня налогового консультирования, а также в целях координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов, уполномоченных учебных центров, средств массовой информации. Таким образом, третий этап развития налогового консультирования в РФ можно охарактеризовать совмещением государством контролирующей и консультативной функции.

Следующий этап развития налогового консультирования характеризуется попыткой урегулировать сферу налогового консультирования на государственном уровне, и начался он с введением в 2000 году новой квалификации - «Консультант по налогам и сборам», которая включена в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Таким образом, официально получили юридическое закрепление термин и должность «консультант по налогам и сборам», открыт путь широкой подготовки через учебные заведения разного уровня лиц, желающих работать консультантами по налогам и сборам. Одновременно возникла не только потребность, но и право налогоплательщиков - юридических лиц приглашать на работу консультантов по налогам и сборам, включать их в штат, организовывать налоговое консультирование и налоговое планирование через создаваемые отделы и другие структурные подразделения.

Приказом Министерства образования России от 02 марта 2000 года №686 была утверждена специальность «Налоги и налогообложение», началась подготовка специалистов по налогообложению в высших учебных заведениях.

В сентябре 2000 года пять российских вузов в Москве начали подготовку сертифицированных налоговых консультантов по программам, утвержденным Министерством РФ по налогам и сборам. За 2000-2001 учебный год квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам» получили первые 700 специалистов.

Последний этап в развитии налогового консультирования в РФ, длящийся по сей день, - развитие института налогового консультирования по пути саморегулирования. Он начался, когда для содействия процессу подго­товки законодательных основ и не­обходимых условий деятельности ин­ститута налогового консультирования в 2002 году была зарегистрирована Палата налоговых консультантов России (ПНК) в форме некоммерческого партнерства (с 2005 года – Межрегиональная общественная организация «Палата налоговых консультантов»). По сути, предшественницей ПНК была ЦКНК МНС России, но, в данном случае, произошло отделение института налогового консультирование от государства.

В настоящее время к основным целям деятельности Палаты налоговых консультантов России можно отнести: развитие профессионального налогового консультирования в России, защита интересов и информационная поддержка налогоплательщиков, подготовка, переподготовка и повышение квалификации профессиональных налоговых консультантов (их в России уже более 7 тысяч); объединение налоговых консультантов и организаций, занимающихся налоговым консультированием.

Налоговые консультанты в РФ ждут начала следующего этапа - законодательного регулирования деятельности по налоговому консультированию в РФ. Проект закона «О налоговом консультировании» с 2001 года находятся на рассмотрении, периодически перерабатывается, но не принят и по сей день.

Библиографическая ссылка

Мишенина М.С. ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РФ // Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения.
URL: http://econf.rae.ru/article/4704 (дата обращения: 22.12.2024).



Сертификат Получить сертификат