Значительное место в художественной культуре Китая минского периода занимали различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных его видов становятся изделия из фарфора. Чистота и белизна фарфоровой массы, благородство форм и блеск глазури выдвинули китайский фарфор на первое место в мире. С 15 века для украшения фарфоровых изделий стала применяться подглазурная роспись синим кобальтом, которая позднее стала сочетаться с многокрасочной росписью надглазурными красками, что позволило создавать богатые и сложные композиции на изделиях из фарфора. В провинции Фуцзянь стали изготавливать изделия из молочно-белого фарфора, среди которых особой изысканностью формы отличались небольшие статуэтки и полупрозрачные чаши, таким произведением искусства является и статуэтка буддийского божества Гуаньинь.
Начиная с периода Мин широкое распространение получает техника перегородчатых и расписных эмалей, сложная техника производства которых требовала от мастеров больших знаний и опыта. Сосуды из перегородчатой расписной эмали служили курильницами, вазами для цветов, чашами и т. п. Изделия 15-17 вв., покрытые художественной эмалью, украшали императорские дворцы и жилища феодальной знати, позднее их начали вывозить в Западную Европу, где они пользовались большой популярностью. Широкое применение в быту в этот период получают изделия из красного резного лака. Нанесенный послойно на предмет из дерева, металла или бумажной массы сок лакового дерева представлял собой идеальную поверхность для резьбы. Мебель, коробки для сладостей и украшений, подносы украшались сложными многофигурными, рельефными композициями или тонкими рисунками орнаментального характера. В вышивках минского периода, как и в других видах народного творчества, наряду с высоким мастерством всегда можно увидеть живое, оптимистическое начало. Даже в изображении буддийского святого (архата), вышитого цветной гладью, замечательно передан образ старика, который, хитро улыбаясь, нашивает заплату на свой старый плащ.
Китайские лаки
Декоративно-прикладное искусство Китая представлено множеством различных ремесел, локальных промыслов и техник. Однако наиболее представительными его разновидностями справедливо считают лаковое, шелкоткацкое и фарфоровое производство.
Лак является одним из древнейших производств Китая: фрагменты изделий с лаковой поверхностью обнаружены среди неолитических археологических материалов. Разного типа предметы – посуда, похоронные принадлежности (гробы) – изготавливались в иньскую эпоху, причем в различных техниках.
Лак – вещество органического происхождения, получаемое из сока специфической китайской разновидности деревьев семейства анакардиевых (сумак, или шмак). Эти деревья растут в горах на высоте от 900 до 2000 м над уровнем моря и на территории большей части Китая. На сегодняшний день в КНР насчитывается 161 лакодобывающий и лаковоспроизводящий центр. Тем не менее, в древности лаковое производство развивалось преимущественно на Юге, в первую очередь в царстве Чу.
Технология приготовления лака включает в себя сбор сока «лакового дерева» (осуществляется почти точно так же, как сбор каучука на плантациях каучуковых деревьев), его обработку и добавление в него красителей, получаемых из минеральных веществ – киновари, кальция, марганца, железа, мышьяка (для желто-золотистого цвета). Лак обладает уникальными природными свойствами: покрытые им изделия долговечны, тверды, прочны, не боятся кислот и щелочей, выдерживают температуру до 200-250 градусов и водонепроницаемы. Лак может наноситься на самые разные основы: металлическую, деревянную, шелковую и бумажную и использоваться для покрытия различных типов и категорий изделий – от кухонной утвари до боевого снаряжения (щиты, ножны для мечей, колчаны для стрел). Он также широко используется в интерьере и архитектуре (покрытие внешних архитектурных деталей – карнизов, дверных створок, колонн).
По технологии производства и особенностям декорирования лак подразделяется на три главных разновидности: расписной, резной и инкрустированный. Расписной лак – это роспись, выполненная лаковыми красками и покрытая бесцветным лаком. Резной лак – резьба по лаку, точнее по его слоям, которые один за другим наносятся на основу в количестве от 38 до 200. Резной лак обычно бывает красного цвета, однако и он допускает изготовление полихромных изделий: на основу наносятся слои разного цвета, а затем резьба ведется с учетом открывающихся слоев.
Инкрустированный лак изготовляется почти точно так же, как и резной, т.е. путем резьбы по лаковым слоям. В технике инкрустированного лака могут изготовляться различные типы и категории изделий. Особенно широко она применялась в мебельном деле.
Шелкоткацкое производство
Шелководство и шелкоткачество, изобретение которых приписывается традицией божественным персонажам, тоже были уже известны, судя по археологическим материалам. Особой масштабности и технологического совершенства шелкоткачество достигло в ханьскую эпоху. Многие типы китайских шелков, например, атлас и парча, появились именно в 7-8 вв.
Наибольшего технико-художественного совершенства и разнообразия видов продукции китайское шелковое производство достигло в 15-18 вв. Тогда же окончательно сложились наиболее авторитетные его центры: главным центром изготовления парчовых шелковых тканей традиционно считается Нанкин, газовых тканей – Сучжоу, а основным центром всего местного шелкоткацкого производства – Ханчжоу, где изготавливаются лучшие, с точки зрения китайцев, шелка.
Фарфор
Слово «фарфор» - персидского происхождения и означает «императорский». В средневековой Европе случайно попавшие туда фарфоровые безделушки почитались в качестве драгоценных реликвий. В самом же Китае фарфор является не более как одной из разновидностей местной керамики: его оригинальное терминологическое обозначение – «глазированная каолиновая глина».
Производство фарфора включает в себя следующие технологические операции: 1. приготовление теста: глина промывается, «фарфоровый камень» мелко дробится, после чего они смешиваются в специальной пропорции. Из этих же компонентов приготавливается и глазурь; 2. формирование черепка (т.е.самого изделия); 3.сушка изделия на воздухе или путем предварительного обжига при температуре в 600 градусов; 4. глазурирование и роспись.
Из фарфора изготавливались посуда, декоративные предметы, предметы мебели (китайские бочкообразные табуретки), спальные принадлежности, и даже архитектурные детали.
Декоративно-прикладное искусство вобрало в себя весь художественный опыт Китая: роспись на фарфоре, узоры на тканях, резьба по лаку, - все они воспроизводят собою универсальные для культуры китайской цивилизации образно-символические ряды. Поэтому каждое изделие декоративно-прикладного искусства выступает полноценным представителем национального культурного богатства.
Список литературы
Г.В. Гриненко, Хрестоматия по истории мировой культуры: 3-е изд. – М.:высшее образование, 2005. – 940 с.
К.Н. Гоголев, Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. – М.: - Издательский центр АЗ, 1997. – 312 с.
Н.А. Виноградова, Искусство Китая, Издательство «Изобразительное искусство», 1988 г.
История культуры Китая. 3- изд., издательство «Лань», 2003. – 416 с.
Библиографическая ссылка
Сергеева К.А. Декоративно-прикладное искусство и ремесла Китая // Соизучение языков и культур. Лингвистическое (языковое) образование в вузе.
URL: http://econf.rae.ru/article/4633 (дата обращения: 22.12.2024).