В имперском Китае отношения в обществе моделировались по типу отношений в китайской семье. Конфуций считал, что именно по образцу отцовско-сыновних отношений - когда отец служит примером морального поведения, а сын уважаетотца и повинуется ему — должны строиться отношения членов общества со своим правителем. Семейная линия велась от отца к сыну, и, подобно тому как отец являлся главой семьи, мужчины в китайском обществе главенствовали над женщинами, а пожилые граждане имели приоритет перед молодежью. Детям надлежало повиноваться своим родителям, а женам - быть верными и послушными своим мужьям.
Отношения между детьми и между членами больших семей очень строго регламентировались — каждый имел свои обязанности и функции. Дочерей выдавали замуж, как правило, не по любви, но по соглашению между семьями жениха и невесты. После свадьбы они переезжали в дом отца своего мужа. Каждый в семье знал свое место, и это положение было незыблемо.
Почитание родителей и старых людей, уважение к семье всегда было в традициях китайского народа, независимо от того, к какому социальному слою старые люди относились. Старинные праздники, в основе которых лежат китайские семейные традиции, дошли до нашего времени. Одна из главных традиций - в праздничные дни вся семья должна собраться вместе: в праздник Весны, праздник Середины осени. Уважение и почитание к старшим выражается также в праздниках День пожилых людей, День отца, День матери, которые стали отмечаться в последнее время.
Еще одним конфуцианским принципом организации семейной жизни было сыновнее благочестие - как выражение почтения к старшим. Этот принцип почтительного отношения к старшим, как по возрасту, так и по положению в обществе подкреплял культ предков, необыкновенно развитый у китайцев. Старшинство играло и продолжает играть центральную роль в китайских семьях и в общественной структуре, хотя в современной истории Китая были моменты, когда важность старшинства обесценивалась.
Что касается положения женщин в семье, то традиционное китайское воспитание требует от женщин послушания и повиновения супругу, даже в тех случаях, когда мужья плохо обращаются с ними, а также воздержания от демонстрации чрезмерной привязанности к своим сыновьям. Документально подтверждено, что в имперском Китае детоубийства чаще всего совершались в отношении девочек, мальчиков ценили больше. Девочек также не отдавали на обучение в школы, они оставались безграмотными. Женщины, чьи мужья умирали, практически не имели шанса повторно выйти замуж. А женам, брошенным мужьями, отказывали в приеме на работу.
Раньше существовала практика содержания наложниц. Если наложница, обычно продававшаяся мужчине своей же собственной семьей, не могла родить ему сына или компенсировать свою бездетность как-либо еще, она не получала статуса законной жены, а потому подвергалась притеснению со стороны всех прочих членов семьи, включая остальных «благополучных» жен своего мужа.
Однако не так много мужчин в Китае имели наложниц. На самом деле лишь самые богатые и знатные китайцы брали себе наложниц, в связи с тем что нужны были еще одни рабочие руки в большом хозяйстве. Как бы там ни было, эта практика существовала в Китае до установления власти коммунистов.
В современном мире китайская семья, как и все общество, претерпело огромные изменения. Если раньше в Китае, традиционные семьи были большими – до десяти, а иногда и более детей, что объяснялось тем, что страна была в основном аграрной и в семье требовались, прежде всего, работники мужчины.
Многие ценности традиционной китайской семьи остаются актуальными и сегодня: к родителям и другим старшим членам семьи здесь, как и прежде, относятся с большим почтением; распространенная в домашнем обиходе родственная терминология употребляется, как и раньше; дети обязаны следовать пожеланиям своих семей при выборе профессии и даже супруга. Однако многолетнее влияние сильной марксистко-маоистской идеологии, резкие подвижки в китайской экономике и разорение масс, предопределенное культурной революцией, не могли не затронуть многие аспекты традиционного семейного и общественного уклада в Китае.
Как многие уже знают, миллиардный с лишним Китай уже много лет придерживается политики « один ребенок в семье». И поэтому, а может и по старым традициям, большинство родителей опять-таки хотят иметь мальчика. Конечно, то, что в городских семьях теперь в основном один ребенок, повлияло на взаимоотношения в семье. Пока малыш растет – он царь и Бог как для родителей, так и для бабушек и дедушек, все делается во имя его в семье. В городах, где большее количество супружеских пар имеют образование, браки более прочные и у детей больше возможностей.
Китайское государство заботится о сохранении крепкой традиционной семьи, существует даже закон, что взрослые трудоспособные дети должны заботиться о своих престарелых, нетрудоспособных родителях. К чести китайцев надо сказать, что большинство из них делает это по зову сердца.
Список литературы
Современный Китай / Ванесса Лайд Уиткомб, Майкл Бенсон; пер. с англ. И.В. Павловой. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – XVI, 318 с.
Крымов А. Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900-1917 гг. М., 1972.
Плескачевская И. Поднебесная страна: очерки о современном и традиционном Китае. Минск, 2003.
Библиографическая ссылка
Лашкевич Г.А. Семья в китае // Соизучение языков и культур. Лингвистическое (языковое) образование в вузе.
URL: http://econf.rae.ru/article/4614 (дата обращения: 22.12.2024).