Бухгалтерский учет в России регламентируется большим количеством нормативных документов, объединенных в четырехуровневую систему регулирования. Напомним, что первый уровень – законодательный. Документы данного уровня прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Второй уровень – нормативный. Его формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они содержат принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета. Третий уровень – методический. В документах этой группы раскрыт конкретный механизм применения бухгалтерских приемов. Четвертый уровень – организационный (организационно-распорядительный). Состоит из рабочих документов организации, регламентирующих учетный процесс. Именно они, как нам представляется, являются основополагающими в постановке и ведении бухгалтерского учета на предприятии.
Какие же документы содержит четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета? В специальной литературе, как правило, указывается, что это рабочие документы организации, формирующие его учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Схематично документы четвертого уровня нормативного регулирования представляются следующим образом (Рис.1).
Рис. 1. Регулирование бухгалтерского учета на уровне организации и
структура учетной политики
Содержание методического, технического и организационного разделов зависит от вида учета, для которого формируется учетная политика: финансового, налогового, управленческого.
При формировании учетной политики предполагается соблюдение установленных допущений и требований. Они сформулированы в ПБУ 1/98 (1). На выбор и обоснование учетной политики влияет ряд факторов. Факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики, допущения и требования имеют следующий вид (Рис.2).
Рис. 2. Факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики,
допущения и требования
Следует отметить, что в литературе относительно состава документов, регулирующих бухгалтерский учет на уровне организации, есть мнение, отличное от изложенного выше. Оно принадлежит С.А. Рассказовой-Николаевой (2). Система рабочих документов организации четвертого уровня, по ее мнению, выглядит следующим образом (Рис.3).
Литература
Рис. 3. Регулирование бухгалтерского учета на уровне организации
(по мнению С.А. Рассказовой-Николаевой)
Далее в указанной работе автор детально рассматривает систему внутреннего нормативного регулирования (СВНР). Ее составной частью является система ведения бухгалтерского учета (СВБУ). Она состоит, по мнению цитируемого автора, из документов трех уровней. Первый уровень включает положение «Система ведения бухгалтерского учета». Второй уровень объединяет положения по ведению бухгалтерского учета («Учетная политика», положения по учету отдельных объектов учета, положение по бухгалтерской отчетности, положения по организации ведения бухгалтерского учета), а также классификаторы и справочники. На третьем уровне находятся инструкции – рабочие и организационные.
Оценивая практику разработки и применения корпоративных стандартов в организациях, С.Шебек (4) указывает на следующие имеющиеся недостатки:
не все аспекты деятельности компании описаны в стандартах;
они носят формальный характер;
стандарты написаны непонятным пользователю языком;
носят противоречивый характер;
отсутствует актуализация стандартов.
По мнению указанного автора, в основу построения корпоративных стандартов должен быть положен иерархический принцип. Наиболее оптимальным ему представляется вариант трехуровневой компоновки (Рис.4).
Рис. 4. Иерархия корпоративных стандартов
Изучение литературы по данному вопросу позволяет сформировать собственное мнение о системе рабочих документов организации, регламентирующих учетный процесс. Она имеет следующий вид (Рис. 5).
Рис. 5. Регулирование бухгалтерского учета на уровне организации
(авторское мнение)
Перечень и содержание стандартов будет различным в зависимости от вида бухгалтерского учета и индивидуальным для каждой организации с учетом факторов, влияющих на выбор и обоснование учетной политики (см. рис.2).
В 2007-2008 г.г. автором был проведен опрос 107 бухгалтеров г. Тюмени и Тюменской области. 37 опрошенных оценили действующую в России систему нормативного регулирования как полезную. 42 бухгалтера (39%) считают, что состав нормативных документов четвертого уровня (разрабатываемых организацией самостоятельно) достаточен. Он состоит, как показал опрос, из учетной политики. При этом, 67 опрошенных (63%) указали, что учетная политика формируется одновременно для финансового и налогового учета, 6 бухгалтеров (6%) отметили подготовку учетной политики одновременно для финансового, налогового и управленческого учета. 31% респондентов ответили, что учетная политика формируется самостоятельно для финансового и налогового учета.
Литература
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Приказ МФ РФ от 09.12.1998 № 60 н (с изменениями)
Доходы, расходы, активы, обязательства, капитал. Стандарты бухгалтерского учета и налогообложения. Учетная политика организации/ Под. ред. С.А. Рассказовой-Николаевой. Изд.11-е, перераб. и доп.- М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2006.-608 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 640 с.
Шебек С. Корпоративные стандарты: все по правилам// «Экономика бизнеса», Приложение к еженедельнику «Экономика и жизнь», март 2008, № 02 (10).- С.4-7.
Библиографическая ссылка
Кольцова Т.А. О рабочих документах организации, регламентирующих учетный процесс // Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения.
URL: http://econf.rae.ru/article/4601 (дата обращения: 22.12.2024).